Прямая линия с начальником УГАИ МВД Беларуси Дмитрием Корзюком

Характер водителя выдает его поведение на дороге

— Здравствуйте, Дмитрий Михайлович, это Виктор из Копыся Оршанского района. На улице Карла Маркса узкие тротуары, 40 сантиметров. Велосипедистам неудобно. Приходится использовать проезжую часть, а за это штрафуют. 


— Нужно думать обо всех участниках дорожного движения, в том числе и велосипедистах. И если они есть, то надо разрешить передвигаться по проезжей части. Сотрудники ГАИ с вами свяжутся и обсудят в деталях эту проблему. 

— Валентина Стрейкова из Гомеля. В Брагинском районе в снегу застрял школьный автобус, вытаскивали спасатели. ГАИ контролирует, как дорожные службы чистят снег?

— Нельзя и вам оставаться безразличными, если видите, что изменились дорожные условия, а нет ни посыпки, ни расчистки. Набирайте 125 — единый круглосуточный номер дорожных служб. Все подразделения ГАИ также выполняют задачу по линии дорожного надзора. Привлекаем к ответственности организации, которые чистят улицы не по графику. 

— Здравствуйте. Беспокоит молодая мама Анна Борок из Бреста. Какое, на ваш взгляд, самое безопасное место в авто?

— Сзади справа. При парковке кресло с ребенком извлекается на тротуар, а не на полосу движения, где может в это время проезжать автомобиль. 

— И еще личный вопрос. Какое авто по вашему мнению, самое надежное? 

— Зависит от финансовых возможностей и рода вашей деятельности. Самое главное при этом, чтобы во время движения ребенок находился в кресле. Безопасность куда важнее, не нужно экономить на сиденье. При покупке нового авто обратите внимание на наличие специальных креплений для кресла, которые устанавливаются заводом-изготовителем. 

— А если у меня четверо детей? 

— Идеальный вариант в таком случае использовать минивэн. Находясь в кресле, дети не смогут перемещаться по машине. Известно немало дорожных происшествий, произошедших по причине того, что мама-водитель отвлеклась на плач ребенка. 

— Николай Светловцев из Столинского района. Как вы прокомментируете поведение так называемой «золотой» молодежи на дорогах?

— Сложно комментировать те вещи, которые связаны с воспитанием человека. Могу предположить, что вседозволенность расслабляет таких людей. И уж тем более от приобретения дорогой техники. Один раз вдавив педаль газа, такой человек, наверное, попробует это сделать и во второй. Однако как только кто-то из них попадет в поле зрения сотрудников ГАИ, без сомнения, будет привлечен к ответственности. Элитное у водителя авто или нет, для нас значения не имеет.

— Дмитрий Михайлович, Анатолий Богданов из Минска. В декабре для мотоциклистов усложнили сдачу экзамена. А будут ли их наказывать рублем за рев моторов без глушителей, за вызывающее поведение на дороге? 

— На высокий уровень мы вышли с достаточно серьезными и жесткими предложениями в отношении тех, кто нарушает правила дорожного движения на двухколесном транспорте. Рассматриваем вопрос о привлечении к ответственности в части шума. Будут приняты решения по другим нарушениям. Все они будут зафиксированы в ПДД при их изменении. На мой взгляд, наказанием должны стать серьезные штрафные санкции. К примеру, за движение на мотоцикле на одном колесе, не держась за руль, не находясь на самом мотоцикле. Сейчас все это мы обобщаем, обрабатываем, к лету выработаем решение. 

— Петр Синкевич из Пинского района. Привлекут ли к уголовной ответственности за вождение без прав? 

— Пока изучим ситуацию после введения новой административной ответственности за управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения. Напомню, за повторное подобное нарушение — административный арест. Такая норма предусмотрена поправками в Кодекс об административных нарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Может, этого будет достаточно, и значительная часть бесправников уже не сядут за руль. Ведь наша задача не наказать, а предупредить любое нарушение и сохранить тем самым жизнь. 

Что касается превышения установленной скорости движения — УГАИ МВД не ожидает никаких изменений. На обсуждении внесения изменений в КоАП депутаты согласились с нами, что такой вид взыскания, как лишение права управления транспортными средствами, стоит сохранить при повторном привлечении в течение года к ответственности за превышение скорости свыше 20 километров в час. А вот ответственность за отсутствие при себе документов исключили из КоАП. Сотрудник ГАИ практически всегда может проверить наличие их по соответствующим банкам данных. 

Но ГАИ рекомендует не забывать их дома. Процедура проверки по базам данных занимает время. Я думаю, никому не хочется его терять, стоя на дороге. Ни водителю, ни сотруднику ГАИ. Кроме того, некоторые ездят с удостоверениями очень старого образца. Информация об их выдаче может отсутствовать в электронном виде. Проверка может занять длительное время.

Наиболее «удобным» нововведением, если так можно сказать, для водителей станет упразднение процедуры изъятия талона к водительскому удостоверению при наложении штрафа. Это исключит необходимость посещения подразделения ГАИ по месту жительства для возврата. Штраф, который выносится на месте, можно будет уплатить в течение месяца — через ЕРИП и «интернет-банкинг». Однако в случае его неуплаты в срок сумма возрастает на две базовые величины.

— Это Нина Соколовская из Гродно. Много слышу, как важно соблюдать скоростной режим. Дмитрий Михайлович, у меня в связи с этим к вам личный вопрос. А какую скорость выбираете вы и часто ли нарушаете? 

— Как любой человек, стараюсь исключить любые нарушения, которые возможны в моей жизни. Всегда пристегиваюсь, стараюсь соблюдать скоростной режим в тех рамках, которыми он ограничен. Выбираю комфортную скорость. Здесь ведь, кроме безопасности, и экономическая составляющая. Если автомобиль движется около 100 километров в час, где это разрешено, он расходует топлива меньше, чем на скорости 120. 

За много лет работы в ГАИ выезжал на разные происшествия. Ежедневно отслеживаю сводки по почте. И каждая эта картинка оказывает на меня влияние. Прежде чем ехать быстрее, нужно понимать, к чему это может привести.

— Анатолий из Любанского района. Восемь раз в месяц езжу маршрутками в Минск и обратно. У водителей ни страха, ни совести. Едут через железнодорожный переезд на красный свет, а по трассе несутся под 120 и больше. Водителей частных маршруток проверяют когда-либо? Пробовали это делать в ночное время или утром? 

— Подразделения Госавтоинспекции проводят рейды по контролю за соблюдением правил дорожного движения водителями пригородных маршруток. К примеру, в октябре они в качестве пассажиров проехали в маршрутках по Витебску, а также проследовали в микроавтобусах до Минска, Полоцка и вернулись обратно. Проверили около 30 машин, выявили 74 нарушения ПДД и перевозки пассажиров.

Также административный процесс может начинаться на основании письменного заявления физического лица о конкретном правонарушении. Достоверную информацию о совершении правонарушения сообщайте в оперативно-дежурную службу ближайшего ОВД по телефону 102 в круглосуточном режиме.

— Виктория Залеская, Барановичский район. Стоит ли ждать преференций в области конфискации транспортных средств за нетрезвое вождение в отношении техники сельхозпредприятий? Ведь хозяйства зачастую ее покупают за баснословные кредиты, возвращать не за что, а здесь еще конфискуют.

— Конфискация применяется, если водитель управляет транспортным средством в состоянии опьянения повторно. А это преступление, предусмотренное статьей 317. Уголовного кодекса. Очевидно, что на предприятии не соблюдают нормы транспортной дисциплины. Это может привести к аварии. Итог – гибель людей, производственный травматизм. Как минимум — материальный ущерб вследствие повреждения, как вы отметили, дорогостоящей техники. Так что организации гораздо проще и выгоднее поддерживать железную дисциплину, контролировать физическое состояние всех водителей перед выездом на линию.

Такая конфискация приносит профилактический результат. В 2013 году, когда эту жесткую меру ввели, всего по стране было зарегистрировано 3434 преступления, которые связаны с повторным управлением автотранспортом в состоянии опьянения. За 11 месяцев этого года – 1063, то есть в 3,2 раза меньше. Количество всех случаев управления автотранспортом в нетрезвом состоянии уменьшилось почти в 2 раза — с 37,4 до 21,8 тысячи. Как результат, за четыре года число автоаварий по вине нетрезвых водителей сократилось почти в 2 раза: за 11 месяцев 2013-го – 546, за такой же период текущего года – 306.

Определенная проблема с водителями, многократно допускающими нарушения правил дорожного движения, существует. В 2017 году количество лиц, которые 3 и более раза совершали нарушения, без учета фотофиксации превышения скорости, превысило 330 тысяч. А четыре и более нарушения – свыше 190 тысяч. МВД рассматривает возможность ужесточения ответственности для тех, кто систематически допускает грубые нарушения. Однако мы не хотим, чтобы это коснулось граждан, для которых соблюдение ПДД — норма. Поэтому следует очень тщательно подходить к изменениям в этой части.

— Виктория Поддубная, Скидельский район. Больше миллиона уведомлений о штрафах пришло по почте водителям в прошлом году. Насколько себя оправдала такая система взыскания. Правда ли, что за непогашенный штраф могут ограничить выезд за рубеж?

— Системы автофиксации нарушений доказали свою эффективность во всем мире. Наша республика не исключение. Первые автоматические датчики контроля скорости на дорогах заработали в 2012 году. В первую очередь они устанавливаются на потенциально опасных участках улично-дорожной сети. В том числе и благодаря этому за последние 5 лет количество дорожно-транспортных происшествий из-за превышения скорости сократилось в 2,1 раза. За 11 месяцев 2012 года зарегистрировано 738, за такой же период этого — 358.

Ограничение права выезда за границу и права управления транспортными средствами находится в компетенции общих судов. Из практики могу сказать, что данные меры применяются в исключительных случаях и только к лицам, умышленно и осознанно уклоняющимся от исполнения обязательств. 

— Валентин Антончиков из Минского района. Скажите, пожалуйста, действительно ли белорусское водительское удостоверение в странах Евросоюза, в Италии, например, в случае нахождения там год по рабочей визе. Необходимо ли повторно сдавать экзамены?

— Форма водительского удостоверения 2011 года разработана в рамках Конвенции о дорожном движении. Италия и Беларусь ее участники. Документ должен признаваться на территории всех без исключения стран — участников конвенции.

Вместе с тем вопросы возможности трудовой деятельности с использованием водительского удостоверения, выданного иностранным государством, в том числе и в Беларуси, в компетенции законодательства страны пребывания.

— Дмитрий Михайлович, Николай Грибовский из Мозыря. Не так давно гражданин Молдовы задержан за попытку дать взятку сотруднику Госавтоинспекции. Как в ГАИ борются со взяточничеством?

— Учим сотрудников, как правильно действовать в случаях, когда правонарушитель предлагает взятку за непривлечение к ответственности. Мы привыкли думать, что преступник – это тот, кто получил взятку. Однако забываем о том, что тот, кто ее предложил, точно такой же преступник и должен понести наказание. 

И если так случилось, что наш сотрудник проявил малодушие и взял у правонарушителя эти «грязные» деньги, то на скамью подсудимых должны сесть оба, причем желательно рядом друг с другом. А задержанный гражданин Молдовы – это и есть результаты нашей работы в данном направлении.

— Есть ли смысл использования зимних шин по временным рамкам с 1 декабря по 1 марта? Если нет снега, то зачем они на машине?

Антонина Петровская, Глубокский район

— Есть, это благоприятно сказывается не только при наличии снега. Производители изделий сами отмечают, что при снижении температуры летние шины теряют свойства, становятся жесткими и не обеспечивают такого сцепления с дорогой, как при высоких температурах. Зимние шины более мягкие по составу, у них лучший коэффициент сцепления при низких температурах. 

Да, наша зима зачастую приносит сюрпризы. Утром вроде снега нет, а к вечеру засыпало. Смена температуры от положительной к отрицательной за сутки предполагает использование именно зимних шин. Период их использования с 1 декабря по 1 марта определен Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

— Слышала: новому начальнику Барановичской ГАИ всего 28. Это правда? По каким критериям отбирают сотрудников? Могу я быть уверена, что они достаточно профессиональны? 

Светлана Яклинская, Столбцовский район

— Изначальный посыл неверен: начальнику ОГАИ Барановичского РОВД 37 лет, он специалист с опытом. До назначения полтора года занимал должность начальника ОГАИ Ляховичского РОВД. Нареканий по службе не имел, к дисциплинарной ответственности не привлекался. Основные критерии соответствия должности начальника подразделения ГАИ: результаты практической деятельности, дисциплина, исполнительность, способности к предстоящей руководящей работе. Решение о назначении принимается по результатам тестирования и аттестации кандидата, а также отзывам лиц, непосредственно работающих рядом.

— Планируются ли обязательные детские кресла в автомобилях такси?

Ольга Смирнова, Бобруйский район

— С 16 января 2015 года использование в легковых автомобилях детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, стало обязательным. Исключение предусмотрено для автомобилей-такси.

Обусловлено тем, что перевозка детей в основном носит нерегулярный, краткосрочный и зачастую разовый характер, существенно не влияет на безопасность дорожного движения. В связи с чем введение таких требований не планируется. Фирмы, оказывающие услуги, самостоятельно оснащают авто детскими удерживающими устройствами, и у потребителя есть выбор. 

— Из-за искусственных неровностей, так называемых «спящих полицейских», разбила подвеску. Убрать бы их вообще, а? 

Анна Светлакова, Могилевский район

— Искусственные неровности применяются для принудительного снижения скорости транспортного потока и, как следствие, повышения безопасности в потенциально опасных местах. Многолетняя практика показала их эффективность. С уверенностью можно сказать, что такие простые решения сохранили не одну сотню жизней.

Да, они не лишены недостатков – это и временныме потери, и повышение уровня шума и вибрации вблизи них, увеличение количества вредных выбросов.

В последнее время в Беларуси все шире используются другие способы для успокоения движения транспорта. Это конструктивно выделенные островки безопасности, заужение проезжей части, уменьшение ширины полос и искусственное изменение траектории движения. На пешеходных переходах альтернатива искусственным неровностям – светофорное регулирование.

Решение о выборе того или иного способа зависит от многих факторов и входит в задачу проектировщиков и специалистов по организации дорожного движения. Поэтому со временем в отдельных местах искусственные неровности могут заменить другими, не менее эффективными инженерными решениями.

— Почему в городах носят фликеры единицы, а нам настоятельно рекомендуют их приобретать. У нас также на многих центральных улицах светят фонари. 

Ирина Тимофеенко, Крупский район

— Пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток. При этом неважно, присутствует или отсутствует освещение. Именно по этой причине эта проблема менее актуальная для Минска, например, где движение пешеходов в большей части по тротуарам. Но я настоятельно рекомендую использовать светоотражающие элементы вне зависимости от места жительства или условий движения. Даже в городе при переходе проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу фликер может сохранить вам жизнь.

Использование этого световозвращающего элемента повлияло на снижение дорожно-транспортных происшествий. Судите сами: активную работу по популяризации световозвращающих элементов мы начали в 2007-м. Уже тогда за год количество наездов на пешеходов снизилось на 12 процентов — с 3564 до 3126. Аналогичная динамика отмечалась и в последующие годы. Как итог, в 2017 году число ДТП с участием пешеходов в три раза меньше, чем десятилетием ранее: за 11 месяцев 2006 года – 3012, за такой же период 2017-го – 1054.

— Какое участие принимала ГАИ в организации движения автотранспортных средств после инцидента с туровским мостом?

Александр Никейчик, Житковичский район

— Вместе с эксплуатирующей дорожной организацией в оперативном порядке обеспечена установка временных дорожных знаков и ограждающих сооружений, исключающих движение через опасный участок. Организованы объездные маршруты. Проведена информационная работа по разъяснению участникам движения возможных маршрутов объезда закрытого моста. Сейчас движение идет через временный понтонный мост. Мониторинг дорожной ситуации и надзор за дорожным движением в указанном месте продолжится.

— Почему не все переезды с пересечением магистральных железнодорожных трасс оборудуют шлагбаумом и безопасно ли это? 

— Требования к обустройству железнодорожных переездов содержатся в техническом кодексе установившейся практики ТКП 543-2014 «Железнодорожные переезды. Правила проектирования, устройства и эксплуатации».

Переездными шлагбаумами должны быть оборудованы: переезды I и II категории (с высокой интенсивностью движения поездов и (или) автомобилей), расположенные на участках железнодорожного пути с установленными скоростями движения поездов свыше 140 км/ч. Эти требования предъявляются, если переезд имеет более двух главных путей или неудовлетворительные условия видимости.

Анализ аварийности свидетельствует о высокой тяжести последствий в результате дорожно-транспортных происшествий с участием поезда. Такие происшествия приводят к гибели или ранениям людей, а также повреждениям транспортных средств и грузов, задержкам в движении.

За 11 месяцев в республике 4 таких ДТП, в которых 9 человек погибли и 2 получили ранения. Надо вспомнить о происшествии в сентябре на переезде в Ивановском районе Брестской области, где погибли 5 человек, в том числе 3 малолетних ребенка.

Причина аварии — грубое нарушение правил дорожного движения водителем. Однако мы понимаем: будь этот переезд оборудован шлагбаумами или иными сдерживающими конструкциями, трагедии, скорее всего, можно было бы избежать.

Поэтому Министерство внутренних дел выступило с инициативой перед руководством Минтранса о повсеместном использовании на переездах шлагбаумов или иных заградительных устройств, а также обустройстве на подходах к переездам искусственных неровностей. Наряду с этим, подразделения ГАИ регулярно контролируют соблюдение требований ПДД на переездах. В текущем году выявлено более двух тысяч таких нарушений. 

— Дмитрий Михайлович, беспокоит Жанна Патрончик из Минска. Могут ли дети возле проезжей части школ и садов чувствовать себя в безопасности? Лихачей ведь еще хватает.

— В этом году перед местными исполнительными и распорядительными органами мы инициировали вопросы проведения обследований всех объектов, формирующих движение детей-пешеходов (детские сады, школы, музыкальные школы и творческие центры, детские поликлиники).

По итогам проверок организовано устранение недостатков и повышение безопасности. Ряд мер, которые по объективным причинам требуют более продолжительного срока реализации, доведены владельцам дорог и улиц, а также местным органам власти для включения в планы работ. 

Сотрудники ГАИ дежурят в утренние часы пик вблизи школ, особенно после завершения каникул, пока дети адаптируются к новому школьному периоду. Возле школ практикуется использование технических средств фотофиксации скоростного режима. 

Наряду с этим, рассчитываем на соответствующую воспитательную работу со стороны родителей и педагогов. Убеждены, что только такой комплексный подход даст положительный результат и позволит избежать трагедий с участием детей.

kovalev@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter