Характер у моего сына был еще до Хэнлона

Хочется верить, что для сборной Беларуси по хоккею нынешний год стал трамплином для будущих побед: наша команда впервые в истории стала шестой на чемпионате мира в Риге. В этом прорыве многие восхваляют тренера-канадца Глена Хэнлона, который за короткий срок нахождения у главного штурвала смог вырулить белорусский корабль на правильный курс. А как болельщики и журналисты возносят Михаила Грабовского. Еще бы! Ведь он стал самым результативным в составе сборной на чемпионате мира. Теперь форвард буквально нарасхват. Пока Миша отдыхал от хоккея в Коста-Рике, его отец — Юрий Александрович Грабовский — вел переговоры с агентами о будущем трудоустройстве сына. Прощай, московское “Динамо”, здравствуй, канадский “Монреаль”. Перед отъездом в “хоккейный Голливуд” отец одного из лучших хоккеистов Беларуси согласился дать интервью “Народной газете”.
— Юрий Александрович, благодаря контракту вашего сына с московским “Динамо” вы уже давно могли загорать на Багамах и попивать “Мартини”!
— Мое воспитание не позволяет мне ехать на горбу своего сына, лежать на печи да жевать калачи. Я здоровый мужчина, в расцвете сил, могу работать. Естественно, кое-что от сына мне перепадает, крохи.
— На заводе не подтрунивают над вами: маленький олигарх с большими возможностями?
— Ох и любят же у нас считать чужие деньги!
— У вас есть?..
— ...у меня есть чулок, но денег нет. Все уходит на оплату коммунальных услуг и на бензин для машины, которую подарил мне Миша.
— Доходная зарплата! На такси не разъездишься?
— К счастью, никогда не имел желания управлять большим коллективом, поэтому, видите, дорос только до начальника ремонтно-строительного цеха, воспитав при этом сына.
— Как считаете, Миша не ошибся, когда выбрал московское “Динамо”?
— Абсолютно верное решение.
— Но с точки зрения выгоды, бизнеса он мог бы убить двух зайцев: и контракт миллионный подписать, который ему предлагал вице-президент “Ак Барса” Равиль Шавалеев, и чемпионом России стать?
— Зато Миша выиграл Кубок Европейских чемпионов, а это, поверьте, намного престижнее. Это такая своего рода Лига чемпионов, только хоккейная, где выступали сильнейшие клубы Европы — Финляндия, Швеция... К слову, о вопросе. Сегодня у нас похожая ситуация с “Монреалем”. Мишу хотят видеть в его рядах — это здорово! Но руководство мало платит, зато клуб не имеет в истории себе равных. Как им отказать?
— Не боитесь, что в “Монреале” Мишу воспримут как парня из деревни? Кто он на фоне громких имен, того же Алексея Ковалева, Саку Койву?
— Придется Ковалеву потесниться. Понятно, что Миша для каждого из них конкурент, но я же вижу, как мой сын пашет! Он не боится прыгнуть выше своей головы, хочет ехать в Канаду. Я его останавливаю: может, повремени, сынок, главное — не сломаться, а он меня успокаивает: папа, а как по-другому прибавлять в классе? Я сейчас и себя начинаю настраивать: только вперед!
— Какие у него взаимоотношения с земляком Андреем Костицыным, который играет сегодня в “Монреале”? Соперники или друзья? Видела, что пасы в Риге, на чемпионате мира, отдавал, не жалел?
— Мог бы еще лучше отдавать. Они ж теперь будут делать общее дело. У Андрея очень много положительных моментов, которые следовало бы перенять сыну. Нам до Костицына, конечно, еще далеко. Он же — десятый номер драфта, а мы — всего стопятидесятый. Так что есть от чего отталкиваться! Правда, россиянин Павел Дацюк тоже был на драфте двухсотым, а сейчас, как видите, основной игрок “Детройта”. Номер еще не все определяет.
— Чувствуете, как с годами меняется психология вашего сына: по отношению к жизни, к спорту?
— Что-то не заметил, наверное, все-таки остался прежним. Разве что не справился с ролью крайнего нападающего на чемпионате мира в Риге, ведь Хэнлон его видел вторым Овечкиным, который должен был забивать, забивать и забивать.
— Миша ж еще не научился забивать так красочно, как Овечкин. Если вспомнить фантастический гол в матче НХЛ, который Овечкин забил “Финиксу” в падении...
— А вот буллит в ворота белорусов почему-то не реализовал. Зато Миша в матче со сборной Казахстана повторил буллит знаменитого шведа Петера Форсберга в финальном матче Олимпиады. Я записал этот момент на видео, а сын его постоянно практиковал.
— Возможно, Хэнлон однажды пригласит Мишу в “Вашингтон”...
— Согласится ли Миша ехать к нему — это вопрос. Мы перед чемпионатом мира кричали, что отправляемся за медалями. И где они? Каким образом их можно выиграть, если защитники просто-напросто быстрее выкидывают шайбу из своей зоны? Когда игрок, который должен организовывать игру и создавать моменты, носится от борта к борту в надежде получить от кого-нибудь пас. А пас, как оказывается, дать не могут. Задача тренера — результат. Насколько я знаю, Хэнлон и в “Вашингтоне” пока его не достиг. В Беларуси же рады и шестому месту, хотя подчеркивают большое достижение канадца в постановке игры, в воспитании характера. Но характер у моего сына был задолго до Хэнлона, Захарова и Крикунова. И не надо безапелляционно утверждать, что пришел новый тренер и внес в психологию игрока дух победителя.
— Какой Мише хоккей по душе: “хэнлоновский”, “захаровский” или “крикуновский”?
— “Барановский”, скорее всего. Тот хоккей, когда он ребенком отдавался игре, а его первый тренер добивался результата. Я помню, как Мише на первом юношеском чемпионате руководители сборной сказали, что ему с хоккеем пора завязывать. Но я твердо верил, что у него все получится. Сейчас те специалисты понимают, что были не правы. Ситуация как повернулась? Тех, кого возносили, сегодня нет и близко в рядах сборной.
— У вас есть собственный “кузнецкий рецепт”, как вырастить звезду?
— Никакого особенного рецепта. Как и все родители, люблю своего сына и делаю все для того, чтобы он был лучше и не имел тех недостатков, которые, к сожалению, есть у меня. Я даю ему свой положительный опыт.
— Не утомительно вам повсюду ездить за Мишей?
— Нет. В отпуск я не езжу отдыхать, как все, а время трачу на удовольствие понаблюдать за игрой своего ребенка. Но с чемпионатов всегда возвращаюсь разбитый — оттого, что хочется еще больше.
— Но другие родители предпочитают смотреть хоккей по телевизору...
— Почему я должен на них равняться? Может, жена там командует: Вань, какой чемпионат мира, давай унитаз новый купим или диван! Мы же с супругой Ольгой никогда ни в чем не отказывали сыну. Всегда, если стояли перед выбором, он был в пользу Миши — на поездку деньги дать или на новые коньки. Оля до последнего (мама Михаила умерла. — Прим. авт.) ждала, чтобы сын добился большого успеха. И я сейчас жду большего. Я не знаю, как там у других, может, работа не позволяет или скользящий график отпусков.
— Вас послушать, так у Михаила Грабовского нет слабых звеньев. В чем-то, Юрий Александрович, лукавите?
— Есть, и немало. Один болельщик посоветовал сыну забивать грандам хоккея — это очень полезное замечание. В том-то и беда, что Мишу мало кто критикует. В лицо ему никто никогда не говорит, что он делает что-то неправильно. В газетах и по телевизору сплошные фанфары в адрес нашей сборной и отдельных игроков. Никто ж не написал мнение специалистов о том, что наша команда, особенно защитная линия, — великовозрастная, многого не хватает в плане организации игры, давления. Мы, хоть и достигли результата, играли в хоккей непривлекательный. С такой игрой глупо замахиваться на медали, о которых мы постоянно говорим. Конечно, многое зависит от исполнителей в команде, которые должны были дать результат, но их не было. Не было Руслана Салея, Алексея Калюжного. Можно еще перечислять игроков. А сын Захарова Костя? Молодой, перспективный. И мне удивительно, что такие игроки остаются сегодня за чертой сборной. И я в этом вижу не совсем спортивные принципы.
— Что вы можете сказать тем, кто завидует Мише: мол, влегкую “косит капусту”, разъезжает по городу на крутом “бумере”, строит дома?
— Глупые люди, кто завидует. Ну, возможно, они в чем-то счастливые, что не положили столько сил и зубов в буквальном смысле слова. В матче Суперлиги с тольяттинской “Ладой” Миша отважно бросился под шайбу. Итог — выбитые зубы и десятки швов. Если вы заражены своим делом, которое, как вирус, проникает в каждую клетку организма, то к вам результат придет обязательно. Только не нужно сидеть и завидовать. Возможно, сыну в свои двадцать два стоит подумать об открытии своего бизнеса. Тогда он вложит деньги и будет получать прибыль. Пока у него, насколько я знаю, таких желаний не возникает. Зато он с легкостью тратит все заработанное на обустройство квартиры, поездки, одежду, еду. Возможно, со временем он немножко поубавит свои аппетиты, потому что все заработанное дается ему здоровьем, которое, увы, требует заботы.
— Может, Михаилу впору заняться шоу-бизнесом, как Максим Мирный, Ольга Барабанщикова? Скажем, спел бы дуэтом с каким-нибудь известным боксером?
— Почему нет? Любовь к музыке и пению у него с детства. Но этот проект можно будет рассматривать только тогда, когда он хоть чего-то добьется в хоккее.
— Насколько мне известно, он увлечен творчеством группы “Роллинг Стоунз”. Удалось вам побывать на концерте?
— Мы уже собрали чемоданы, чтобы ехать в Барселону, но, к сожалению, в последний момент узнали, что один из музыкантов упал с дерева, поэтому мировое турне отменили. Все впереди! Лишь бы они залечили раны!
— Не могу не спросить у вас о пенсии.
— Скоро будет, но и она быстро закончится — так любит повторять мой дядя из Львова.
— И что тогда?
— Буду писать книгу о сыне. К тому времени уже и Кубок Стэнли Миша привезет в Нижнекамск, и сборная Беларуси будет на пьедестале чемпионата мира.
— Почему в Нижнекамск?
— А в Минске нас уже опередил Николай Хабибуллин, а в Нижнекамске, где Миша состоялся как хоккеист, его еще не было.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter