Фото hamstvo-vybivaet-iz-kolei
Вероятность быть облаянным высока. Навешать матюков вам могут везде. Вот в аптеке при минской поликлинике по улице Станиславского я снова нарвалась на грубость.
— Что вы мне даете? — надменно возмутилась дама по ту сторону прилавка и пренебрежительно отшвырнула мою купюру номиналом в 20 рублей.
— Деньги, — сразу не поняла, чего от меня хотят.
— И что, мне теперь сдачу вам искать? — собеседница наконец внесла какую-то ясность в причину своего странного поведения. Я, конечно, понимаю: человек заработался, устал, наверное. Но швырять в людей свое плохое настроение — это явный перебор.
Кстати, заметила, что и многих продавцов не волнует, как их поведение будет воспринято покупателями. А эти люди должны привлекать клиентов. Но на деле все происходит с точностью до наоборот. В торговых центрах хамство на каждом шагу. И совершенно неважно — дорогой это бутик или магазин канцтоваров.
— Ничего не нравится? — консультант обувного напротив минского железнодорожного вокзала считает, что, зайдя в магазин, я просто обязана у него что-то купить. При этом лениво передвигается по магазину и возмущенно поправляет вещи, которые я трогала.
— У нас все очень дорого! — уже в другом павильоне, в подземном торговом центре в начале проспекта Независимости, надменно отмечает консультант. Обидно слышать? Не то слово! А девушка довольно потирает руки: клиент ушел, можно снова спокойно перекрашивать ногти.
— Как же я устала! И за такую маленькую зарплату приходится тут горбатиться… — бурчат некоторые продавцы. Каждый раз удивляюсь таким жалобам. Не устраивает зарплата – ищи другую работу. А если работаешь — соответствуй должности. Включай вежливость и улыбку до ушей. Глядишь, клиентов прибавится и зарплата в итоге повысится.
Хамят все — покупателей я отнюдь не защищаю. Скрывать не буду, и мне самой приходилось оскаливать зубы. В студенчестве подрабатывала в ТЦ на Кальварийской продавцом сувенирной лавки. Чего только не приходилось выслушивать от клиентов! И вещи слишком дорогие, и цвет стен в магазине — так себе. И вообще погода плохая — почему бы по этому поводу не выругаться на человека, который обязан проигнорировать и молча впитать поток гнева не по адресу…
Как защититься от хамства, не опускаясь до него? Психологи в один голос утверждают: вести себя надо деликатно и не отвечать злом на зло. Возможно, тогда собеседник сбавит обороты. Только если он не отъявленный хам — таких, как говорится, ничем не проймешь.
На днях у меня снова случилось приключение: чья-то шпилька больно впилась в стопу, и у меня едва не брызнули слезы. Я уже хотела разобраться как следует... Но девушка повернулась, посмотрела в глаза и виновато сказала: «Простите, пожалуйста, я не нарочно». — «Ничего, все в порядке», — выдала я. И настроение улучшилось.
ypopko@bk.ru