Как реагировать на хамство

Хам или пропал

«Коза драная!» — с визгом крикнула женщина в метро. Как гром среди раннего утра. Все стали оглядываться: что же такое страшное произошло? А ничего. Даме всего-то преградили дорогу на эскалаторе — та хотела спуститься в подземку на пару секунд быстрее, чем достигла бы цели, ожидая спуска смирно, как все. На этом оскорбления не закончились, были и другие эпитеты: и бессовестная, и негодяйка, даже до нецензурностей дошло. Настроение подпортилось не только у девушки, ни в чем не повинной, — у всех вокруг.

Фото hamstvo-vybivaet-iz-kolei

Вероятность быть облаянным высока. Навешать матюков вам могут везде. Вот в аптеке при минской поликлинике по улице Станиславского я снова нарвалась на грубость.

— Что вы мне даете? — надменно возмутилась дама по ту сторону прилавка и пренебрежительно отшвырнула мою купюру номиналом в 20 рублей.

— Деньги, — сразу не поняла, чего от меня хотят.

— И что, мне теперь сдачу вам искать? — собеседница наконец внесла какую-то ясность в причину своего странного поведения. Я, конечно, понимаю: человек заработался, устал, наверное. Но швырять в людей свое плохое настроение — это явный перебор.

Кстати, заметила, что и многих продавцов не волнует, как их поведение будет воспринято покупателями. А эти люди должны привлекать клиентов. Но на деле все происходит с точностью до наоборот. В торговых центрах хамство на каждом шагу. И совершенно неважно — дорогой это бутик или магазин канцтоваров.

— Ничего не нравится? — консультант обувного напротив минского железнодорожного вокзала считает, что, зайдя в магазин, я просто обязана у него что-то купить. При этом лениво передвигается по магазину и возмущенно поправляет вещи, которые я трогала.

— У нас все очень дорого! — уже в другом павильоне, в подземном торговом центре в начале проспекта Независимости, надменно отмечает консультант. Обидно слышать? Не то слово! А девушка довольно потирает руки: клиент ушел, можно снова спокойно перекрашивать ногти.

— Как же я устала! И за такую маленькую зарплату приходится тут горбатиться… — бурчат некоторые продавцы. Каждый раз удивляюсь таким жалобам. Не устраивает зарплата – ищи другую работу. А если работаешь — соответствуй должности. Включай вежливость и улыбку до ушей. Глядишь, клиентов прибавится и зарплата в итоге повысится.

Хамят все — покупателей я отнюдь не защищаю. Скрывать не буду, и мне самой приходилось оскаливать зубы. В студенчестве подрабатывала в ТЦ на Кальварийской продавцом сувенирной лавки. Чего только не приходилось выслушивать от клиентов! И вещи слишком дорогие, и цвет стен в магазине — так себе. И вообще погода плохая — почему бы по этому поводу не выругаться на человека, который обязан проигнорировать и молча впитать поток гнева не по адресу…

Как защититься от хамства, не опускаясь до него? Психологи в один голос утверждают: вести себя надо деликатно и не отвечать злом на зло. Возможно, тогда собеседник сбавит обороты. Только если он не отъявленный хам — таких, как говорится, ничем не проймешь.

На днях у меня снова случилось приключение: чья-то шпилька больно впилась в стопу, и у меня едва не брызнули слезы. Я уже хотела разобраться как следует... Но девушка повернулась, посмотрела в глаза и виновато сказала: «Простите, пожалуйста, я не нарочно». — «Ничего, все в порядке», — выдала я. И настроение улучшилось.

ypopko@bk.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter