Сегодня любители дармовщины становятся жертвами маркетологов, завтра — жуликов

Халява, сэр

В минувшее воскресенье в Минске стукались не только пасхальными яйцами, но и локтями. С тем же энтузиазмом, с каким утром ходили освящать куличи, к обеду некоторые люди уже давили друг друга. На этот раз в очереди за возможностью бесплатно поесть в очередном фастфуде. Едальня пообещала тем, кто успеет сделать заказ всего за первые полчаса работы заведения, купоны на 52 подарочных обеда. Разумеется, битва за халяву, стыдливо названная рекламной акцией, превратилась в наверняка ожидаемую организаторами вакханалию. Сначала сотни людей часами мокли под дождем, ожидая открытия заветных дверей, затем устроили безобразную давку, из которой охранники фастфуда только успевали выдергивать детей, чтобы тех не затоптали. Железные ребра очередников выдержали натиск, а вот металлическое ограждение у входа — отнюдь. Рухнуло, как соломенное. Бились, ясное дело, за святое — кусочки курицы в панировке.

Торжественные побоища на открытиях харчевен да магазинов — дело для нас неновое, хорошо освоенное, можно сказать, привычное. Минчане уже люто толкались железными корзинами за карточки с 3–процентной скидкой на входе в новый рыбный магазин. Едва не выдавили стеклянные витрины и двери на презентации магазина постоянных распродаж в ТЦ «Магнит». Кстати, с того мероприятия, памятного многим помятыми боками, запомнился вопль ошалевшего охранника: «Люди, опомнитесь! Вы же не звери!» Напрасно он так думал: бедолагу чуть не покусали. В Бресте толпа сметала стальные ограждения у свежеоткрывшегося «Алми», в Слуцке падали друг на друга первые посетители ТЦ «Маяк», в Бобруйске дикое столпотворение случилось на открытии очередного «Евроопта»...

Понятно, почему так происходит. Там, за новенькими дверьми фастфудов и торговых центров, призывно поблескивает и манит она — халява. Орфографический словарь под редакцией профессора Лопатина толкует это слово как удовлетворение потребностей за чужой счет; нечто выгодное, но легкодоступное. И не особо важно, что предлагается: копеечные бутерброды, мизерные скидки или грошовые фирменные тарелочки с логотипом очередного «благодетеля». Лишь бы бесплатно. Иногда ошибочно думают, будто этому маниакальному психозу, жажде заполучить нечто на дармовщинку подвержены исключительно жители экс–СССР. Приходилось слышать рассуждения, будто все начиналось еще во времена плановой экономики — с кражи пары кирпичей с общенародной стройки или горсти гаек с родного завода. Однако вряд ли нью–йоркские модницы когда–то стояли у челябинских станков, но вот затеять драку за шмотки в очередную «черную пятницу» за ними никогда не ржавело. И жителей одного из британских городов не уличишь в советском прошлом, хотя они устроили поистине эпическую баталию на мебельной распродаже. Гвоздем программы оказались фирменные диваны IKEA, которые можно было купить за треть цены — 91 доллар. Именно вокруг них и развернулись настоящие бои.

Одна женщина сообщила полиции, что диван у нее отнял мужчина, угрожавший ей... кувалдой. Другую посетительницу обокрали прямо в очереди в кассу: трое неизвестных подростков, угрожая оружием, отобрали вожделенный диван. По словам очевидцев, у многих посетителей с собой были бейсбольные биты и арматура, которые использовались как весомые аргументы в спорах за диваны. Пострадавшие сообщили полиции, что охрана в страхе бежала, когда поняла, сколько народу пришло в магазин. «Люди прыгали на диваны, ложились на них плашмя и обхватывали их руками. Другие пытались стащить их за ноги. Покупатели тянули друг друга в разные стороны и кричали: «Мое, мое!» Это было настоящее безумие», — вспоминает один из посетителей.

В общем, стремление к халяве, как видим, не исключительно наша черта. Эта беда интернациональна. Но как к ней относиться? Многие свидетели воскресной давки отнеслись с осуждением. «Давятся в очереди одни, а стыдно за них всем остальным, — сказал один из комментаторов. — Позорище!» Я бы не был столь категоричен. К людям, падким на халяву, испытываю сочувствие. Все они, внутренне кичащиеся своей предприимчивостью, потенциальные жертвы мошенников. Именно на их алчности были построены пирамиды господина Мавроди. Именно они потом обивают пороги милицейских участков, жалуясь на потери «выгодных вложений», обещанных аферистами. Они бесконечно выигрывают мифические автомобили в несуществующих лотереях, а потом переводят невесть кому деньги за «оформление приза»...

Сегодня любители дармовщины становятся жертвами маркетологов, завтра — жуликов. И всегда находятся в проигрыше, вечно что–то теряют. Не только деньги. Сначала — достоинство и человеческий облик в давке за бесплатным обедом.

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 83 (24965). Среда, 4 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter