"Хаас" против "Альфа-Ромео-Заубер"

Уже второй день паддок мельбурнской трассы в Альберт-парке оживленно гудит привычным разноголосием. Встречи, радостные приветствия, шутки старых друзей, новые знакомства. Чуть в глубине от паддока, под главными трибунами в "святая святых" - боксах команд механики колдуют над болидами, изредка радуя соскучившихся обывателей звуками запускаемых двигателей. 

Паскаль Верляйн был более результативен, но место на 2018-й год все равно досталось Маркусу Эриксону

В четверг машины еще не выезжают на трассу, но жизнь в техническо-инженерном отделении гоночных "конюшен" бурлит, не переставая. До выезда на трассу в пятницу утром на свободные заезды остается меньше суток, и от готовности машин наверняка будет многое зависеть в самой первой гонке сезона: Гран-при Австралии чемпионата Формула-1.

А мы, завершая серию нашего представления команд и пилотов сезона-2018, сегодня расскажем о последней в списке пелотона паре: американской "Хаас" и швейцарской "Альфа-Ромо-Заубер". Сразу отметим: хотя и стоят эти гоночные коллективы внизу нашей иерархической таблицы, это вовсе не означает, что мы их заранее списываем в число аутсайдеров. Как уже было отмечено ранее, особенностью этого сезона, 5-го по счету после начала новой эры турбомоторов, является именно отсутствие явных аутсайдеров. Фактически любая из команд, не входящих в тройку лидеров ("Мерседес", "Феррари", "Ред Булл") способна удивить своими "зимними наработками". И по нашему убеждению, борьба в середине и глубине пелотона обещает быть даже более захватывающей, чем предполагаемое сражение за подиумы и победы.

Дерзкие американцы

Когда Гюнтер Шнайдер, как руководитель, и Джим Хаас, как хозяин, появились в паддоке Формулы-1 с новой командой "Хаас" два года назад, отношение к ним было более, чем скептическое. Еще бы! Буквально за несколько лет до этого под оголтелую кампанию сокращения расходов в "Больших призах" появились сразу три "конюшни", амбициозно считающие, что смогут составить конкуренцию старожилам королевских гонок. Увы, не получилось.

Хунгарроринг 2017. Пока Грожан агрессивно идет на столкновение с соперником, Кевин рядом и аккуратен

Первый сезон "Хаас" совпал с последним сезоном  команды "Манор", продержавшейся в элите автоспорта чуть больше, чем пара ее "друзей по несчастью", канувших в лету, так и не выбравшись из категории "вечных аутсайдеров".

И на удивление всем первые же две гонки начала сезона-2016 "команда-новичок" из США побила рекорды дебютов в Формуле-1. Благодаря Роману Грожану и в Австралии, и в Бахрейне "Хаас" удалось заработать очки. Казалось, что блестящий успех "американского дебютанта" прочит Джиму Хаасу и его "конюшне" невиданный доселе успех. Такое успешное выступление сравнить можно было только с победой в 2009-м году в Австралии команды "Браун", также формально считавшейся дебютантом того своего единственного и ошеломительного сезона. Но мы же понимаем, что команда Росса Брауна возникла не на пустом месте, а была переименована с "Хонды", после неожиданного решения японцев уйти из Формулы-1 в 2008-м году. Поэтому дебютный успех "Хаас" имеет более весомое значение.

Понятно, что большую роль в становлении и подготовке коллектива Гюнтера Шнайдера сыграла "Феррари". Фактически, машина "Хаас" больше подходила под категорию клиентского шасси, чем на самостоятельную единицу, пользующуюся лишь технической поддержкой итальянской скудерии. Но в этом и была задумка Джима Хааса, решившего с самого начала избежать проблем всех неудачников, доселе пытавшихся покорить элитную вершину автоспорта.

Надо сказать, что стремительный успех "Хаас" в начале своего дебютного сезона, к сожалению, затем оказался  тоненькой светлой полоской, на слишком уж "полосатом" тернистом пути этой америкаснкой "конюшни". За весь остальной сезон к полученным в первых гонках 18 очкам, пилоты "Хаас" смогли добавить лишь 11 (!). Причем все они были на счету Романа Грожана. Эстебан Гутьеррес в силу разных причин не мог посодействовать французскому швейцарцу в пополнении командной копилки очков. В итоге 8-е командное место.

В этом сезоне машину Эриксона перекрасят в бело-красные цвета "Альфа-Ромео"

Прошлый сезон позволил двумя болидами набрать 47 очков, при этом 28  на счету Грожана, а 19  - его нового напарника Кевина Магнуссена. Более весомый "очковый показатель" по сравнению с дебютным сезоном все равно не позволил "Хаас" подняться выше все того же 8-го места в Кубке конструкторов.    

Но Джим Хаас не унывает. Цели, которые он поставил перед командой на этот сезон, куда более амбициозные, чем скромное повышение результатов в глубине пелотона. Руководство "Хаас" считает, что им вполне под силу возглавить группу "из остальных", преследующую тройку команд-лидеров. Этому способствовали и результаты зимних тестов, где американская команда довольно неплохо смотрелась. А время, показанное Кевином Магнуссеном под занавес тестов, и вовсе поверг ближайших ее конкурентов в ужас. Стали даже поговаривать о непонятно высоком уровне технической формы команды из США перед началом этого сезона.
"Непотопляемый" катер шведских спонсоров - Маркус Эриксон

В любом случае, в дуэли с еще одним протеже "Феррари" у "Хаас" большое преимущество: моторы с "Заубер" у них одинаковые, а вот болиды у американцев - это прошлогодняя версия машин итальянской скудерии. в то время как швейцарцы по давней традиции своего прародителя Петера Заубера пытаются строить собственное шасси.  Да и пилотский состав в "конюшне" Гюнтера Шнайдера куда более опытный и успешный, чем небыстрый Маркус Эриксон и дебютант (пусть даже и очень талантливый) Шарль Леклер.

Обедневшие швейцарцы

Этот сезон для команды, рожденной под руководством Петера Заубера, уже юбилейный. 25 лет назад эта швейцарцская "конюшня" впервые появилась в паддоке Формулы-1, служа эдаким эталоном небольшой частной команды, способной периодически показывать неплохие результаты в середине пелотона. Но как ни странно, за все то время ни одному из ее пилотов не удалось выиграть поул-позишн, и тем более победить в гонке. Лучшими результатами до сих пор для "Заубер" остаются два вторых места, завоеванных для нее мексиканцем Серхио Пересом в 2012 году, и два старта с первого ряда, которые посчастливилось швейцарцам увидеть в исполнении своих подопечных Жана Алези в 1998 в австрийском Спиелберге, и в 2012 Каму Кобаяши в бельгийском Спа.

Наиболее успешным годом в истории команды принято считать 2001-й год, когда в Кубке конструкторов швейцарцы заняли 4-е место. Молодые и талантливые пилоты Ник Хэйдфельд и Кими Райкконен "звезд с неба" в то время еще не хватали, но были заметны, вписав эту славную страницу в биографию команды. Но затем результаты стали падать, и на этом фоне в конце 2005-го года Петеру Зауберу неожиданно с предложением продать "его детище" обратился концерн БМВ, который только что разругался с "Уильямс". Так швейцарская конюшня на 4 сезона стала заводской командой баварской марки. При этом имя "Заубер" было сохранено, только теперь в сочетании с именем хозяев и мотористов из БМВ.
После успешных гонок в "БМВ - Заубер"  Роберт Кубица еще погонялся и в "Рено", прежде чем попал в нелепую аварию на ралли

Все тот де Хэйдфельд, но уже в паре с Робертом Кубицей уже на второй сезон владения "конюшней" баварцами смогли обеспечить команде "БМВ-Заубер" 2-е место в Кубке конструкторов. А на следующий 2008-й года на Гран-при Канады поляк и немец обесечили своей команде даже победный дубль. Та победа Роберта так и осталась первой и единственной за все 4 года "супружества" БМВ и "Заубер". В 2009-м году снова наметился спад, после чего баварцы покинули чемпионат, а Петер Заубер за символическую сумму выкупил команду обратно, чтобы сохранить коллектив соотечественников, увлеченных как и он автоспортом.

Реинкарнация прошла не очень успешно, хотя и не без приятных моментов в виде 2-х подиумов Серхио Переса. Однако выше 6-го места подняться в новой истории своей жизни команде "Заубер так и не удалось. Более того, приход к управлению "конюшни" Мониши Кальтенборн, владеющей крупным пакетом акций "Заубер", и вовсе стал началом конца. В 2015-м году после скандалов на почве официального приглашения числа  пилотов  больше, чем было мест в двух болидах команды, дела коллектива так и не получили заметного улучшения. И летом следующего года и Петер Заубер и Мониша Кальтенборн продали свои акции шведским спонсорам.

Так завершилась не оправдавшая себя политика спасения команды путем привлечения финансирования за счет рента-драйверов.

Кстати, отметим, что все это время после ухода БМВ из гонок единственным мотористом для "Заубер" оставалась "Феррари". Именно этот факт и позволил скудерии рассматривать теперь швейцарскую "конюшню", как приложение к своей гоночной Академии. А для пущей верности в будущих успехах к названию было добавлено имя итальянского титульного спонсора "Альфа-Ромео". Кстати, нынешней бело-красной окраской болидов "Заубер" обязана именно итальянцам. Шведские хозяева "конюшни", понятным делом, против этого ничего не имели.  

Роман против Кевина

Тот факт, что "Хаас" фактически очеь тесно связана с "Феррари" не только за счет поставляемых двигателей, но и за счет "копирования" шасси, позволял Грожану надеяться на перспективы оказаться однажды в итальянской скудерии. И единственным, как казалось Роману, препятствием для этого был и пока продолжает оставаться Кими Райкконнен.

Кевин готовит обгон напарника по внешнему радиусу на трассе в Спа

Позволю себе с большим скептицизмом отнестись к чаяниям этого швейцарского гонщика. Слабо верится в то, что даже при внезапном уходе финского чемпиона на пенсию итальянцы захотят посадить за руль своего красного болида Грожана. Скорее выбор "Феррари" падет на Даниеля Риккиардо, или того же Ферстаппена. Пусть даже если с Максом еще надо платить большие отступные "Ред Булл". А вот австралиец и вовсе со следующего сезона будет в свободном плавании, если только не подпишет "кабальный" контракт с австрийцами.

Роман Грожан все еще мечтает, что его из "ХААС" заберут в "Феррари"
Вся эта обстановка еще в прошлом сезоне поддавала жару в костре пылающих амбиций Грожана. В этом году Роману будет еще тяжелее: его напарник уже освоился с машиной и на зимних тестах был явно быстрее швейцарца. По правде сказать, я бы отдал предпочтение датчанину в борьбе за лидерство в команде в этом сезоне. А это, в свою очередь, будет добивать психологически Романа, и ему будет стоить больших трудов, чтобы не провалить сезон, то есть не проиграть  с большим отрывом свою внутрикомандную дуэль Кевину.

Что же касается Магнуссена, то при наличии у него в руках надежного и быстрого болида, он способен обеспечить команде неплохие выступления. И роль "плохого парня", которую с легкой руки Нико Хюлькенберга закрепили в прошлом году за датчанином, скорее всего будет ему в этом помогать, чем мешать. Всякий раз, когда будет возможность агрессивной атаки на Кевина, ее предполагаемые исполнители задумаются, прежде чем это совершать, зная репутацию своего соперника.

Маркус против Шарля

Если Маркус Эриксон на трассе чаще бывает незамеченным в своем традиционном месте в самом хвосте пелотона, то вот по количеству болельщиков приезжающих на гонки посмотреть на своего кумира-соотечественника, шведский гонщик, пожалуй, лидирует после Макса Ферстаппена.  
В прошлом году Шарль Леклер убедительно выиграл чемионат Формула-2

Хорошо заметные издали шведские флаги не оставляют сомнений в этом вопросе. И что самое удивительное, шведам даже не важно, на каком месте гоняется их кумир. Они просто приезжают его поддержать, в тайне надеясь, что когда-то Маркус сможет даже подниматься на подиумы и пить официальное победное шампанское на награждении. Благодаря своим богатым соотечественникам, выкупившим у Петера Заубера и Мониши Кальтенборн акции швейцарской команды, Маркус прочнее всех имел гарантии на этот  сезон, учитывая большое количество кандидатов на его место. Понятно, что за подиумами, тем более за титулами Маркус гнаться не собирается, предвидя всю бесполезность этого занятия. Поэтому главной дуэлью шведа будет его противостояние с новичком "конюшни" Шарлем Леклером.

Но по моему убеждению, при всех прочих равных возможностях и одинаковых машинах, эта дуэль будет безо всякого сомнения за монегаском. Шарлю Леклеру не в первой "громить" своих напарников. И именно успешное выступление прошлогоднего чемпиона молодежной серии "Формула-2"  в этом сезоне будет тем фактором, о котором обязательно будут говорить журналисты с привязкой к "Феррари" и ее составу на 2019-2020 годы.

Фото из личного архива автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter