КГБ против СИС

Несколько лет назад на мемориальном кладбище в Таллине состоялась весьма одиозная церемония.
Несколько лет назад на мемориальном кладбище в Таллине состоялась весьма одиозная церемония. Земле предавали останки штурмбанфюрера Альфонса Ребане, закончившего войну командиром 20-й эстонской дивизии СС. Так новое эстонское государство решило внести Ребане в пантеон своих героев, и на выделенные из казны 40 тысяч крон прах эсэсовца перенесли с кладбища в немецком Аугсбурге в Таллин. О том, что могила отныне была призвана играть идеологическую роль, говорит то обстоятельство, что останки жены Ребане "забыли" в Аугсбурге. И действительно, одно дело - приносить венки и приводить призывников эстонской армии к памятнику одинокому борцу за свободную Эстонию, и совсем другое, если перед вами - мирная семейная усыпальница.

Но не успели отгреметь залпы салюта почетного караула и отзвучать прочувствованные речи политиков, как разорвалась бомба: полковник КГБ в отставке Валдур Тимуск заявил журналистам, что Альфонса Ребане еще в 1940 году завербовал НКВД, и в 1954 году он в своих руках держал его личное секретное дело...

Странные моменты в биографии "великого полководца", как его некоторые называют в Эстонии, действительно были. Офицер эстонской армии Ребане не подвергся репрессиям, как подавляющее большинство его коллег, когда Советский Союз оккупировал Эстонию в 1940 году. В переходный период прекрасно знавший русский язык Ребане был "контактным офицером" между командованием Красной Армии в Эстонии и национальными вооруженными силами, а после полного перехода власти к Москве уволился из армии и короткое время работал на стройке. С началом войны он начал делать свою вторую военную карьеру в рядах СС.

Но еще большие подозрения в том, что Ребане вел двойную жизнь, возникли после войны, когда он возглавил эстонское направление британской "Сикрет интеллидженс сервис" (СИС). Слишком невероятным и масштабным оказалось поражение западных спецслужб в схватке с советской контрразведкой за Прибалтику. Так кто же лежит под гранитной плитой на таллинском кладбище - просто штурмбанфюрер Ребане или он же - "полковник Исаев"?

Вот что говорит продюсер эстонской кинокомпании "Алфильм" Пирет Тиббо, снявшая документальный фильм об эстонских агентах, которых Ребане посылал в 50-е годы в Эстонию. Пусть читатели из ее рассказа сами сделают вывод, кем был человек, ставший героем новой Эстонии.

- Мы вышли на эту историю случайно, - рассказывает П.Тиббо. - Как-то англичане снимали у нас фильм о "лесных братьях", там был оператор нашей компании, а консультантом - начальник эстонской разведки. И вот как-то в разговорах за пивом в перерывах между съемками возникли имена двух американских агентов, Кукка и Тоомла, которых забросили сюда в 50-е годы. Одного убили во время захвата, другого расстреляли по приговору суда. За этими двумя потянулись другие трагические истории агентов, провалившихся в Прибалтике. Мы понятия не имели, что такое у нас было - массовый засыл агентов западными спецслужбами? Эта тема в Эстонии неизвестна или, скажем так, крайне непопулярна. Ведь все так трагически кончилось. Советская госбезопасность все знала с самого начала и переиграла все страны, участвовавшие в этом деле, - Швецию, Финляндию, но главным образом, конечно, Англию. Мы ездили в Англию, встречались с выжившими агентами, кого-то нашли здесь, работали в эстонских архивах. Открылась ужасная картина полного разгрома. Английская разведка, кстати, до сих пор не пускает в свои архивы того периода ни своих исследователей, ни иностранцев. Никакого срока давности, как это есть даже в архивах ФСБ в России, там не установлено. Причина, на мой взгляд, только одна - им стыдно.

- Как началась операция против Прибалтики в Англии? Кем были агенты - бывшими сотрудниками абвера, как это можно предположить?

- В конце 40-х британская СИС решила создать Прибалтийское направление, они совершенно не знали, что происходило в Эстонии, Латвии и Литве. Эстонский отдел возглавил Альфонс Ребане. Его взяли как человека, очень популярного среди эстонских эмигрантов, особенно тех, кто в войну служил под его началом в эстонских частях СС. Эти 18 - 20-летние парни после войны оказались без документов, без страны, в лагерях беженцев в Германии, Бельгии, по 10 - 20 тысяч человек в каждом. Многих брали оттуда в Англию на работы, страна лежала в руинах после бомбежек, нужны были рабочие руки. Туда попали и два наших героя, с которыми мы встречались. Первый - Николай Урм, сейчас его зовут Альберт Саар, агентурное имя "Альберт", второй - Раймонд Янтра, живет под именем Александр Коппель, агентурное имя "Харри". Они работали тогда на черных, неквалифицированных работах, ни надежных документов, ни денег, будущее неясно, что дома с семьями - неизвестно. И тут является человек от Ребане, говорит, что можно возвратиться в Эстонию, бороться за свободу да еще заработать при этом кучу денег. Но перед этим нужно специальную школу окончить. Потом их встретил сам Ребане, пригласил в ресторан, угостил кофе, коньяком. Он был для этих бывших рядовых солдат почти Богом, они от самого разговора с ним были в восторге. Ребане им сказал, что опасности никакой нет, добраться до Эстонии и обратно - все равно, что проехаться на автобусе. Канал налажен, катера идут, там их встретят наши люди, "лесные братья". Население готово им помогать, советская власть слаба и вот-вот рухнет. Конечно, они пошли на вербовку

- Но неужели Ребане не знал, что в 1953 году после смерти Сталина никаких отрядов сопротивления в Прибалтике практически не осталось, была объявлена амнистия, большинство вышли из леса, да и народ восставать не собирался?

- Такой информации у него, по-видимому, не было. Он не знал, что все "лесные братья" - гэбэшные отряды. Это правда, что в начале 50-х сопротивление было практически сломлено. Тогда же были созданы отряды фальшивых "лесных братьев", которые после спецподготовки отправили в леса. Они там жили годами и играли с западными разведками. Так что, когда катера приходили на Сааремаа, их там уже встречали люди из КГБ. Это были эстонцы, служившие в Красной Армии. Вот и наши герои сразу попали к фальшивым партизанам. С катера их высадили на резиновые лодки, на острове их встретили, а оттуда уже перевезли на материк на пароме, в грузовике с сеном, там внутри был тайник оборудован. В самой Эстонии их поместили в лесу, в бункер, и велели не высовываться. "Вы для нас слишком ценны, чтобы мы могли рисковать вашими жизнями". Фальшивые партизаны приносили информацию, а агенты радировали в центр, в Лондон. Так они безвылазно в бункерах проводили месяцы. Харри - Александр Коппель - вообще полгода сидел.

- Неужели за это время ничто не заставило их усомниться в этих "лесных братьях"? Агенты сами не предпринимали попыток выйти из леса и посмотреть на все своими глазами? Чему-то же их учили в разведшколе!

- Я задавала тот же вопрос и Альберту, и Харри. На подготовку они жалуются: учили обычно полгода, но некоторых их товарищей и год, по срокам вполне достаточно. Тренировали на передвижение в лесу, кодам, оружию, радиотехнике. Но у Ребане была главная установка: он запрещал агентам мыслить самостоятельно и требовал, чтобы они во всем, не раздумывая, подчинялись командиру "лесных братьев", его звали Карлом. Они все время помнили об этом приказе, тем более что партизаны постоянно напоминали: "Вы здесь уже ничего не знаете, не были в Эстонии десять лет, а мы опытные, мы все сделаем сами". Агенты сидели в лесу, играли в карты, болтали с энкавэдэшниками, те для создания иллюзии опасной жизни время от времени перевозили их в другие леса, прятали в другие бункеры. Харри говорит, что как-то усомнился в том, что "лесные братья" настоящие. Уж больно незначительную информацию они приносили, но сам над собой рассмеялся, не мог поверить, что КГБ могла такой масштабный достоверный спектакль организовать.

- Лондон переправлял в Прибалтику только агентов с рациями или пытался стимулировать народное восстание деньгами и оружием?

- Деньги и оружие передавались в огромных количествах. С каждым агентом шли суммы от миллиона рублей до 500 тысяч (рубль тогда примерно равнялся сегодняшнему доллару внутри страны по покупательной способности. - А.С.). Нам попалась любительская магнитофонная запись, сделанная в середине 70-х. Один бывший офицер КГБ разговорился на встрече с населением в каком-то Доме культуры, сначала говорил осторожно, а потом вдруг разразился таким дьявольским смехом и воскликнул: "Эти дураки финансировали всю нашу контрразведывательную деятельность в Прибалтике!".

- Поговорим о людях, работавших на американскую разведку. Вы упоминали два имени - агенты Кукк и Тоомла.

- Оба погибли, но мы встречались с людьми, которые с ними работали. Это Виктор Ванюнг, он сейчас живет в Германии, был в американской разведке переводчиком и инструктором, готовил агентов к засылке в Прибалтику, и Роберт Хамбург. Он помогал Кукку и Тоомле уже в Эстонии. Англичане хотели работать вместе с американцами, но те отказались. Уж больно у СИС все гладко получалось: сопротивление действует, агентурная сеть налажена, курьеры туда-обратно снуют без проблем. В общем, американцы стали подозревать двойную игру и решили все проверить сами.

Кукка и Тоомлу сначала готовили в США, потом продолжили обучать на базе в Западной Германии. Американцы категорически запретили им вступать в контакт с кем-либо из "лесных братьев" или прибалтийского сопротивления и даже отказались от услуг немецких перевозчиков на торпедном катере. Никто не знал, где шла утечка. Их сбросили парашютами в районе Пярну в 1954 году. Самолет запеленговали, начались поиски, агентам пришлось искать какие-то собственные контакты. И тут Тоомла разыскал своего старого друга по эстонскому легиону СС Роберта Хамбурга. Тот после войны был в "лесных братьях", но уже в 1946 году легализовался с помощью знакомого милиционера и сделал советскую карьеру. В 54-м году он уже стал большим человеком - главным технологом Таллинского молокозавода. Тоомла начал было что-то врать о своей биографии, но Хамбург его быстро расколол и даже согласился помогать. Хамбург увидел двух законченных оперных оборванцев - в таких лохмотьях, какие даже в зоне не увидишь. "Когда они шли по улице, на них все оглядывались, - рассказывал он нам, - вероятно, американская разведка думала, что так одеты все советские люди! Я заставил их купить приличную одежду. И еще они повторяли одну и ту же глупость: выходили на связь из лесного массива возле Таллина, запеленговать их ничего не стоило. Сколько раз я просил их менять место или вообще уехать куда-нибудь в Одессу или Ялту, подальше от Эстонии, пока поиски не прекратятся - все было бесполезно!".

Самого Хамбурга "засветили" машиной. Агенты дали ему денег и попросили съездить в Москву, купить легковой автомобиль для поездок по Эстонии и сбора информации. Хамбург несколько недель врал всем знакомым и соседям, что выиграл в лотерею, потом отправился в Москву и купил "Опель-Капитан" за 15 тысяч рублей. Остается лишь догадываться, то ли на агентов через Хамбурга по машине вышли, то ли запеленговали во время радиосеанса. Одного убили во время захвата, другого арестовали, а уж потом расстреляли. Хамбург же получил 25 лет, вышел лишь в 1971 году. Но тем не менее американцы успели узнать, что ситуация в Эстонии не такая радужная, как об этом рассказывала СИС, и агентурную деятельность в Прибалтике свернули.

- Но ведь Британия - страна нескольких разведок. Неужели в Прибалтике действовала только СИС?

- Была еще МИ-6, военная разведка, эти две спецслужбы между собой конкурировали, и МИ-6 никак не удавалось убедить правительство, что все успехи СИС - "липа". Конкуренты все эти нападки объясняли завистью к успехам Ребане. Мы встречались с одним из агентов МИ-6, которому удалось сообщить о реальном положении дел в Эстонии и выбраться оттуда живым. Это Николай Кийк, по своему второму английскому паспорту - Филипп Кий, профессиональный разведчик. У него даже в руке, в ладони углубление заметное, это оттого, что там углом было вставлено маленькое зеркальце для наблюдения за слежкой. Он ходил в шляпе, поправлял ее как бы периодически, а сам в зеркальце смотрел, нет ли "хвоста". И так - десятилетиями. Он говорит, что их всех так в военной разведке готовили. Еще тренировали на выживание, в горах Шотландии ели коренья, спали под открытым небом, учили ориентироваться в лесу - это ему здорово помогло. Но самое главное, его спасли от смертельной формулы Ребане: "Выходить на "лесных братьев", не думать самому". Ему дали прямо противоположные указания. Кийка сбросили парашютом в 1952 году, он прошел всю Эстонию за три месяца, на радиосвязь не выходил, все запоминал. У него память феноменальная - даже сейчас 80-летний старик всю записную книжку в голове держит. Выходил из Союза на Севере, через Норвегию, опять же безо всякой помощи "лесных братьев" и торпедных катеров. Шел по лесам 7 недель, сбросил 20 килограммов, но выжил благодаря учебе в Шотландии. Его доклад укрепил подозрения военной разведки, что в Прибалтике идет большая игра под диктовку Лубянки...

- Что же в конечном счете заставило СИС признать реальность и избавиться от Ребане? Ведь чекисты могли продолжать свой всеприбалтийский спектакль бесконечно...

- Они так и собирались делать. Операция для КГБ только-только вступила в самую интересную фазу, они стали отправлять наиболее отличившихся "лесных братьев" на учебу в разведшколу СИС. Нам известны по крайней мере 5 таких двойных агентов, учившихся у Ребане. Но пуля и радиоактивная вода все разрушили!

- Вы случайно не очередной сериал Джеймса Бонда снимаете?

- Но это действительно невероятные истории, ни в одном художественном фильме такого не увидишь! Одним из пяти подсадных "лесных братьев", приехавших в Лондон, был Вальтер Лукс. Ребане его допрашивал несколько дней, проверял на надежность, потом объявил, что "лесной брат" настоящий, можно принимать в разведшколу. И вот этого нового курсанта опознал кто-то из эстонских эмигрантов на банкете, устроенном в честь Дня независимости 24 февраля 1955 года в представительстве буржуазной Эстонии в Лондоне. Этот человек подбежал к Ребане, шепчет: "Я его знаю, он коммунист, в 41-м ушел в Красную Армию, он не может быть нашим!". Но Ребане, он был уже нетрезв к тому времени, лишь отмахнулся: тебе, мол, показалось, не мешай веселиться! Прошло несколько дней, у этого курсанта разболелся зуб. Отправили его к врачу, и тот вытащил у него из челюсти пулю! Проверили: пуля оказалась немецкой и старой, времен войны. А по легенде Лукса шрам у него был от советской пули времен уже послевоенных лесных сражений! Ну, он и раскололся. Второй эпизод, заставивший руководство СИС критически пересмотреть всю операцию "Джунгли" по засылке агентов, случился примерно в то же время в Латвии. Английской разведке подкинули информацию, что где-то в том районе построен атомный реактор. СИС поручила своей агентуре в Прибалтике взять на пробу воду из реки и переправить в Лондон. Все это тут же, естественно, попало на стол генерала И.Лукашевича, руководившего контроперацией госбезопасности из Риги. Но гэбисты перестарались, пытаясь убедить англичан в наличии реактора! Они послали в Лондон воду с такой концентрацией радиоактивности, что там в радиусе 100 километров не должно было ничего живого остаться.

- А что случилось с этим Вальтером Луксом? Уж больно героический человек был, судя по тому, что ходил с пулей в челюсти! Неужели посадили или убрали?

- Обменяли на Харри. У меня сложилось впечатление, что Харри чекисты уже успели перевербовать, он сам говорил, что из Эстонии уезжать не хотел. Все, что знал, рассказал, следователю с ним даже неинтересно было: сидел на допросе, книгу читал. Когда кто-нибудь заходил, прикрывал своего Майна Рида делом Харри. И вдруг нашего агента будят в тюрьме, говорят, вот тебе твой пистолет, вещи, выходи, поедешь назад в Лондон! Привезли на берег Финского залива, посадили в моторку, дернули за шнур и подтолкнули в сторону Финляндии. Залив шириной 80 километров, Харри ни плавать не умеет, ни мотором пользоваться. Двигатель заглох посреди залива, и тут он слышит: какой-то катер идет. Решил, что советские пограничники, опять поймают как диверсанта и снова посадят. Пистолет кинул за борт, катер приблизился: оказалось, пьяные финны катаются. Значит, уже недалеко от берега. Подергал за шнур, мотор завелся, приехал Харри в какой-то город. Но до сих пор не уверен, что он в Финляндии. Видит, идет какая-то дама, он к ней с вопросом по-немецки: "Где я?". Узнал, что в Хельсинки, попросил у кого-то бесплатно позвонить по контактному телефону. Денег ему чекисты, несмотря на оставленные в Эстонии капиталы, ни копейки не дали. Англичане его подобрали и привезли в Лондон.

- Получили те немногие агенты, которых Ребане посылал в Прибалтику, обещанные деньги?

- Им дали всего по 140 фунтов стерлингов, да они и сами не отваживались требовать больше. Все были в шоке, операция провалилась. Харри вообще год после возвращения в психушке лежал. Те немногие из десятков агентов, которым удалось вернуться, всю жизнь потом боялись высовываться, думали, за них вновь КГБ возьмется. Насколько мне известно, лишь один, Эвальд Халлиск, работавший на Швецию, решился подать в суд для получения материальной компенсации. Он много лет просидел в Союзе в лагерях. Шведы до суда доводить не стали, потихоньку выплатили ему около 50 тысяч долларов, но и этому возмещению старик не порадовался. Его родной сын обокрал. Халлиск сейчас живет бобылем на глухом хуторе, никого видеть не хочет, на весь свет обижен. В таком состоянии находится сейчас большинство тех, кто в свое время согласился работать на западные разведки. Харри и Альберт недавно приезжали в Эстонию, президент Леннарт Мери вручал им ордена "Крест Маарьямаа" - за заслуги перед эстонским государством. Так знаете, что они сказали после вручения? "Наградить надо было КГБ за то, как здорово они всех нас тогда приложили". Цинизм - единственное, что им осталось.

- Ну и что вы после всего этого можете сказать об Альфонсе Ребане, угробившем десятки своих бывших подчиненных?

- Мне кажется, агентом НКВД он все же не был. Просто это был очень наивный человек, оказавшийся не на своем месте. В одном из писем в 70-е годы он так и говорит: "Я боец. Я не разведчик".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter