Почему белорусская экономика до сих пор предпочитает наличку

Кэш отсюда

Розничная торговля снова возмущается. На сей раз из-за высоких тарифов на обслуживание платежных терминалов  — так называемый эквайринг. Дело в том, что покупатели при расчетах стали чаще пользоваться премиальными банковскими карточками. Казалось бы, что тут страшного? Но все взаимосвязано. За карты высокого класса списываются наибольшие из возможных сумм межбанковского вознаграждения. По мнению продавцов, из-за того, что у банков при этом растут их издержки (ведь эти деньги уходят платежным системам), пропорционально увеличиваются и тарифы на эквайринг. Но корни проблемы уходят глубже — в нежелание отказываться от наличного оборота.

03grb.ru

Чтобы вы понимали, из-за чего возник конфликт, сравните цифры: ставка межбанковского вознаграждения для стандартной карточки, например, составляет 0,5% от суммы операции, для премиальной — 2%, то есть вчетверо больше. Почему об этом заговорили именно сейчас? Да потому, что в нынешней ситуации, когда доходы у людей почти не растут, а цены почти не поднимаются и на отдельные товары даже падают, комиссия за прием безналичных платежей становится все более чувствительной.

Кстати, недовольны торговцы и тарифами за услуги Единого расчетного информационного пространства (ЕРИП). Однако исполнительный директор ОАО «НКФО «ЕРИП» Владимир Русин поспешил откреститься от причастности к «разорению» розницы. В официальном комментарии организации говорится, что «собственная комиссия ЕРИП составляет всего 0,1% от суммы», а вот уже «комиссионное вознаграждение принимающих платежи через систему организаций составляет от 0,2 до 2%».

Выходит, что во всем виноваты банки, которые просто решили заработать больше? Это вывод, который напрашивается сам собой, но он ошибочен. Торговля, скорее всего, продвигает свои скрытые интересы: и сетевики, и мелкие продавцы хотят больше работать с наличными деньгами. Кэш им представляется более удобным — необходимую сумму всегда можно достать прямо из кассы — да и обходится дешевле, ведь тарифы на инкассацию чуть ли не нулевые. А вот банкам наличка, наоборот, невыгодна. Реальные расходы на инкассацию выше, чем на проведение безналичных операций. Но, идя на поводу у торговли, банки продолжают дешево перевозить деньги, а убытки компенсируют высокими ставками на эквайринг.

Однако этот дисбаланс родился не вчера. Нацбанку сейчас предлагают рассмотреть возможность административного ограничения ставок максимального тарифа межбанковской комиссии. Например, на уровне стран Евросоюза, где по дебетовым картам она не выше 0,2%, по кредитным картам — 0,3%. Но тремя годами ранее регулятор принимал более серьезные шаги для сокращения наличного оборота денег. Напомню, что тогда плата за эквайринг стала ниже, чем тариф на инкассацию. Так, за перевозку кэша нужно было брать не менее 1% от суммы, а за эквайринг — не ниже 0,8%. Кроме того, еще 1% банкам рекомендовали взимать при приеме в свои кассы наличных денег. Но вскоре после принятия такого решения Нацбанк пошел на попятную и отменил свое постановление. Как пояснял журналистам тогдашний заместитель председателя правления Сергей Дубков, это было сделано «под сильным давлением заинтересованных участников рынка».

Так что уже однажды административный метод в этом вопросе не помог. Но, с другой стороны, иного пути фактически и нет. Пока использовать наличку будет намного выгоднее, чем принимать к оплате банковские карточки, ситуация не изменится. Возможно, понадобится какое-то совместное решение разных госорганов — Национального банка, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства экономики...

Кто-то слишком явно продвигает свои интересы. Мне кажется, что в этой ситуации регулятору стоит быть чуть жестче, иначе от лишних затрат в экономике мы никуда не денемся. И все мечты о практически 100-процентных безналичных расчетах так и останутся на бумаге.

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter