Керамика open air

До недавнего времени международный пленэр по керамике «Арт–Жыжаль» был единственным в мире...

До недавнего времени международный пленэр по керамике «Арт–Жыжаль» был единственным в мире. Буквально на днях организовать что–то подобное попытались и молдавские керамисты, однако уникальность нашего пленэра с появлением конкурентов ничуть не уменьшилась. «Арт–Жыжаль», проходящий на полузаброшенной базе отдыха «Вербки» еще с 2003 года, не раз доказал свое право считаться одной из главных достопримечательностей Бобруйска, а в конце нынешнего лета обзавелся еще и престижным выставочным залом. Теперь увидеть результат ночных бдений художников из Беларуси, России, Польши, Литвы, Украины, Молдовы и Румынии можно и в Национальном художественном музее.


Даже на мой непрофессиональный взгляд, керамика, созданная не в мастерской, а на открытом огне, буквально под звездами, совсем другая. Какая–то... первобытная, что ли.


— Действительно, такого эффекта ни в одной мастерской не добьешься, — соглашается руководитель пленэра, председатель городской организации Белорусского союза художников керамист Валерий Колтыгин. — Ветер, дым, копоть, а часто и дождь, который сопровождает наши ночные «шоу», оставляют на ней совершенно особенный, неповторимый след.


А если к природным стихиям добавляется еще и азарт... Как заметил румынский художник Ляху Петру, «у нас так озверело керамисты не работают». Здесь же — только так. Способ существования участников пленэра «Арт–Жыжаль» остается неизменным вот уже 6 лет: начинается все с коллективного строительства печей для обжига керамики на берегу Березины (нередко — при самом активном участии местного населения). А продолжается одержимым индивидуальным творчеством в светлое время суток и коллективными ночными дежурствами у печей во время обжига результатов этого творчества. К слову, дело это рискованное — в печах, созданных по древнейшим японским и белорусским технологиям, избежать скачков давления пара сложно, десяток–другой произведений искусства непременно взорвется... Зато в эксклюзивности и долговечности вещей, прошедших такой «естественный отбор», сомневаться не приходится. Бесспорно, стоит отдать должное Бобруйскому горисполкому, по–прежнему обеспечивающему художников всеми необходимыми для жизни и творчества продуктами.


Впрочем, энциклопедия «Мiфы Бацькаўшчыны» утверждает, что Жыжаль, языческий бог подземного огня и домашнего очага, покровительствует терпеливым и целеустремленным. И того и другого участникам этого пленэра не занимать. И хоть условия творчества в «Вербках» максимально приближены к военным (бытового комфорта — ноль, каждая ночь — искрит и взрывается), всякий, побывавший там однажды, мечтает вернуться туда еще раз. Говорят, вдохновение там разгорается таким мощным и ровным пламенем, что хватает на весь следующий год.


— Тут непочатый край работы и для искусствоведов, и для психологов, — считает Валерий Аркадьевич. С ним легко согласиться — последние результаты проекта «Арт–Жыжаль», выставленные, к слову, в том же зале Национального художественного музея, где накануне демонстрировалась керамика Пабло Пикассо, вполне современны и концептуальны. Но даже пресловутое «актуальное искусство», закаленное в печах на берегу Березины, наполняется здесь куда более глубоким, эксклюзивным смыслом...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter