Какие недостатки в придорожном сервисе встречаются на трассе М-5 от Минска до Гомеля

Кемпинг вместо супа

Какие недостатки встречаются в придорожном сервисе?
НЕДАВНИЙ Президиум Совета Министров рассматривал развитие придорожного сервиса. Премьер-министр Андрей Кобяков вектор приложения сил обозначил четко: услуги, которые предлагают объекты на магистралях, должны быть комплексными. В одном месте нужна и гостиница, и станция техобслуживания, и заправка, и кафе, и магазин… Все это предусматривает Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года. Как дела обстоят сейчас? Что с этой самой комплексностью? Везде ли можно рассчитаться карточкой?

Корреспонденты «СГ» вместе с начальником отдела сохранности автомобильных дорог и придорожного сервиса Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергеем ЛЕОНЧИКОМ (на снимке) решили изучить все 300 километров трассы М5 Минск—Гомель. Поехали.

ПО ГЕНЕРАЛЬНОЙ схеме развития придорожного сервиса предусматривается, что расстояние между АЗС не должно превышать 42, пунктами питания — 30 километров. Эти рамки не жесткие — подобная концентрация скорее рекомендуемая. Но на трассе М5 мы все же их учтем. Сергей Леончик поясняет:

— Уже в ноябре эта дорога будет полностью платной. Сейчас заканчивается реконструкция участка Бобруйск—Жлобин. Если мы берем плату за проезд, то к трассе предъявляются определенные требования в плане комфорта, должен быть повышен скоростной режим, уровень сервисного обслуживания. 

Если выезжать из столицы, то М5 на протяжении почти 20 километров сливается с другой магистралью — М4. На этом участке объектов действительно много — современные станции техобслуживания, кафе, заправки. Дорога ответвляется в районе поселка Привольный Минского района — дальнейший путь лежит через Марьину Горку, Осиповичи, Бобруйск, Жлобин и далее до Гомеля.
Первая остановка — станция техобслуживания в Пуховичском районе на 26-м километре. Встретить сервисное предприятие на магистрали, в принципе, редкость. А здесь целый комплекс — и мойка, и ремонт, и охраняемая стоянка. Начальник СТО Ярослав Комаровский рассказывает, что планы были куда масштабнее: хотели открыть офис, кафе и, возможно, небольшую гостиницу. Но все упирается в деньги. Кстати, о них: вам доводилось видеть на магистрали банкомат? Так вот здесь он есть. Сергей Леончик, правда, поморщился: мол, зачем он — нерентабельно. Эти слова и тот факт, что мы не сняли наличные, намного позже нам аукнутся. Но пока держим путь дальше.


Буквально через 6 километров — заправка. Совсем недавно здесь дооборудовали несколько парковочных мест, как и требуют нормативы. Вообще за основу развития придорожного сервиса в министерстве взяли немецкие стандарты и подкорректировали под наши реалии. На заправках, например, обязательно должно быть по пять парковочных мест для легковых автомобилей и грузовиков, а также парковка для автобуса. Там, где это не было выполнено, прошла перепланировка. Еще раз вспоминаем о комплексности: на АЗС необходим и пункт питания, и пункт торговли. Эти требования здесь выполняются с натяжкой: работает только мини-бар, ни о каких горячих обедах речи не идет…

ГДЕ ЖЕ перекусить? Проехав еще пару километров, недалеко от деревни Дукора замечаем информационную табличку — объект общепита. Но как мы ни кружили, кафе так и не нашли.

 Дальше вплоть до Осиповичского района — лишь заправки. Впрочем, и в этом районе ситуация повторяется. Отчаявшись найти кафе, вновь заруливаем на АЗС. На этот раз повезло: здесь оборудован достойный пункт питания. Но радость длилась ровно до тех пор, пока не взглянули на предложение: супов всего два на выбор, горячее и вовсе одно. При этом позиций в меню намного больше, но все они перечеркнуты. Почему? В ответ сотрудницы кафе лишь разводят руками. Несмотря на такой недочет, нужно отдать должное этой АЗС — она чуть ли не единственная на трассе, где есть кемпинг. Номер на двоих обойдется в 300 тысяч рублей. 
Чтобы точнее выявить все плюсы и минусы придорожного сервиса на М5, мы воспользовались международной методикой — на каждый объект заполнили специальную анкету, которую выдали в министерстве. Оценка проводится по различным критериям: от подъезда к объекту до вежливости персонала. Поскольку до Бобруйска по правой стороне магистрали одни АЗС, то внимание сосредоточили именно на них. Какой вывод можно сделать? Пока не ко всем заправкам удобно подъезжать, хромает обслуживание, а о комфортности отдыха всей семьей и вообще речи быть не может — нет детских площадок, беседок или игровых зон. В кафе при заправках отсутствуют стульчики для малышей. Выбор блюд, как мы смогли убедиться, огорчает, да и не все они в продаже. Есть претензии и к доступу в интернет: чтобы подключиться к сети, нужен паспорт. Пока будут внесены все данные и путник получит заветный пароль от Wi-Fi, уйдет немало времени.


КОМФОРТНАЯ езда заканчивается на 132-м километре — здесь идет реконструкция дороги. Тут же, недалеко от заправки, строят зону отдыха — с удобным подъездом, общественным туалетом, оборудованным пеленальной комнатой, душевыми. При этом для проезжих вход будет бесплатным. 

По идее, здесь должен появиться целый комплекс. Но пока все упирается в трехэтажный долгострой — гостиница восемь лет переходит от одного хозяина к другому, открытие ее пока так и не предвидится.

До самого Гомеля можно остановиться еще на нескольких объектах — в основном типовых заправках. Пообедать удается только на обратном пути — около деревни Бояры Бобруйского района в кафе «Трактир». Меню — разнообразное. Только салатов более 30 наименований, при этом все в наличии. Правда, ценник низким не назовешь — салат, горячее и кофе обойдется в 100 тысяч рублей. Сюрприз поджидал, когда дело коснулось расчета. Оплатить заказ карточкой мы не смогли — не было сети.

По соседству с этим кафе есть и еще одно, которое выглядит скромнее, но оно оказалось закрытым на неопределенное время. Видимо, сказалась конкуренция.

На обратном пути встретился нам еще один объект общепита — небольшой пункт питания «Транзит». Работает круглосуточно, ценник приемлемый: салаты — от 9 до 14, горячее — от 16 до 36 тысяч рублей. Получается, на всю 300-километровую трассу всего несколько кафе…

А вот зон отдыха предостаточно — ухоженных, со спортивными снарядами и детскими качелями. На одной из них разговорились с дальнобойщиком Анатолием, который ехал из России. Тот заметил, что качество услуг заметно выросло. Но если сравнивать цены, например, в придорожных кафе с той же Россией, то Беларусь пока не выигрывает. Никто из дальнобойщиков не будет выкладывать за обед 100 тысяч рублей.

Проехав по М5, заметили, что рекомендуемые расстояния между АЗС выдерживаются, а вот кафе явно недостаточно. Да и переночевать на трассе особо негде. Так что о комплексности оказания услуг пока говорить рано.

СПРАВКА «СГ»

Всего на республиканских дорогах в процессе строительства 90 объектов, 224 проектируются и еще 475 объектов различного назначения предлагаются инвесторам для возведения. В 2015 году введено после строительства и реконструкции 17 АЗС, 2 газозаправочных пункта в составе АЗС, 48 пунктов питания, 2 гостиницы. Всего же на автомагистралях действует 378 АЗС, 159 газозаправочных пунктов, 70 гостиниц, 40 автомоек, 88 охраняемых стоянок, 402 пункта торговли, 533 пункта общественного питания, 77 пунктов техпомощи и СТО.

bizyk@sb.by

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter