Кем и почему подогревается «русофобия»?

Кем и почему подогревается «русофобия»?



Как-то неожиданно вновь вдруг зазвучали голоса о так называемом «дне воинской славы». Хотя до него еще полгода, но те, кому прямо сейчас неймется, выложили в сеть «уникальные архивные кадры 1994 года». Да что ж за день-то такой? Ну, да, в 1514 году войска под командованием гетмана великого литовского князя Константина Ивановича Острожского (и, кстати, польского надворного гетмана Януша Сверчовского) разбили под Оршей русское войско во главе с воеводами боярином Иваном Андреевичем Челядниным и князем Михаилом Ивановичем Булгаковым-Голицей (напомню, Гедиминовичем). И - что? Смоленск, на который войска Острожского и шли, вернуть не удалось. А через три года при осаде Опочки Константин Иванович потерпел разгром и вынужден был бежать, бросив артиллерию и обоз. И это поражение не сильно его принижает, как и не особо возвышает оршанская победа, потому как – чего не случалось во время войн. А войны, как бы для нас теперь это дико ни звучало, были в те времена вполне себе рядовым событием. И даже, в определенной степени, - образом жизни.

Так зачем и почему именно Орша, почему же тогда не вспоминают гораздо более значительную победу великого князя литовского Ольгерда на Синих Водах в 1362 году? Тогда после разгрома трех ордынских наследных князей Великое княжество Литовское присоединило к себе Киевское княжество и Подолье с Каменец-Подольским, Винницей и Брацлавом. Вот это – победа, но раз побили не русских, то зачем ее и помнить, так получается?

Отчего не вспомнить литовского князя (а, может, и великого князя) Довмонта, сильно почитаемого во Пскове, причисленного церковью к лику святых? Не оттого ли, что победил в 1268 году при Раковоре рыцарей Ливонского ордена и Датской Эстляндии? Да и потом не раз «давал прикурить» европейскому «рыцарству» – не с русскими воевал, вот и нечего вспоминать?


Не хотите таких давних, хотя и всамделишных побед, то - вот Хотинская битва 1621 года. В ней вооружённые силы Речи Посполитой под командованием гетмана великого литовского Яна Кароля Ходкевича (в их числе было и Войско Запорожское под командованием гетмана Петра Сагайдачного) не отступили под натиском армии Османской империи под командованием султана Османа II. Чем и закончили польско-турецкую войну. А через полвека (в 1673 году) там же объединённое польско-литовское войско под командованием коронного гетмана Яна Собеского (будущего великого князя литовского) уже разгромило турецкую армию во главе с Гусейн-пашой. Причем обе битвы были выиграны в численном меньшинстве. Тоже не подходит, снова не те соперники?  

То есть для вас, «поборников» нашей воинской славы, важны лишь сражения, в которых наши предки взяли верх над будущими россиянами? Это не только искажает нашу большую и славную историю – это и вас, «патриоты» вы наши, характеризует как людей, как минимум, безответственных. Незрелых. Недорослей, если тогдашними терминами. 

И в этом вы очень похожи на то политическое руководство, которое было у нашей страны в ранних 90-х. Такое же безответственное и незрелое. Недальновидное. Да и попросту не понимающее, что вообще вокруг происходит: хоть вы те «оршанские уникальные архивные» шествия по проспекту возьмите, хоть приглашение коллаборациониста Сажича на празднование «дня Воли». Как-то чистоплотнее надо быть, что ли.


Почему бы различным историческим клубам и реконструкторам вместо самодельного воспроизведения отдельных драк и стычек не собрать всех в одном (Мирском?) замке - немецких рыцарей, польских гусар, запорожских казаков, русских воевод, турецких пашей и литвинских шляхтичей, - чтобы разговоры типа «а помнишь, как мы вас взгрели? - так и мы вам накидали, забыл?» постепенно за медом сменились на «великие ведь предки были, что у нас, что у вас»? Вот вам и закончатся, не начавшись, все что русо-, что другие «фобии», которые современные «горе-патриоты» умело, как им кажется, насаждают и подогревают.

Между прочим, в те времена великие воины могли сражаться то за одного сюзерена, то за другого (тот же Константин Иванович Острожский, было дело, присягал и Государю и Великому князю всея Руси Василию III Ивановичу). А в промежутках между битвами могли и пировать за одним столом, хвастаясь своими воинскими подвигами, но и уважая удаль других. Так может, вспоминая «шляхетскую годнасць», нам ее нужно всю понимать и целиком брать? Вот бы о чем подумать историческим клубам. Потому что тем «патриотам», которые выигранную битву в проигранной войне пытаются выдать за «день воинской славы», боюсь, ничего уже объяснить не получится.

mukovoz@sb.by    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter