Казусная история

В спорте разные случайности бывают: столкновения, удары, травмы.
В спорте разные случайности бывают: столкновения, удары, травмы... Вот и Алексею Михайлову не повезло: играл в футбол на даче, в борьбе за мяч столкнулся с соперником и сломал ногу. Так и возникло беспрецедентное для Беларуси уголовное дело. Ведь через полгода Алексей написал... заявление в прокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности второго "футболиста" - Павла Найдовича. За причинение телесных повреждений...

Поиграли, называется...

Теплым августовским вечером подростки и взрослые мужчины азартно гоняли в футбол на поле возле дачного поселка. Игроков Павел знал чисто визуально: они жили недалеко от его домика. Тем не менее парня охотно приняли в компанию: поставили нападающим в безнадежно отстающую команду. Найдович сразу вошел в игру, попытался спасти положение. Подача - мяч завис над землей в высокой траектории. К нему они с Михайловым бросились одновременно. Тут-то и произошло столкновение. Павел уже было бросился к чужим воротам, но услышал стон позади. Алексей сидел на траве, держась за ногу. Игру прекратили.

- Давайте помогу, - подбежал Павел.

- Да чем ты мне поможешь, - отмахнулся Алексей. - Я сам врач... А нога и так уже сломана...

Футбольных правил Павел не нарушал. С тем же успехом при столкновении могла хрустнуть и его лодыжка. Но парень ощущал некоторую вину из-за случившегося. Поэтому и пришел с женой навестить Алексея в больнице: справиться о здоровье, предложить свое содействие. Разговор не получился. Михайлов сдержанно поблагодарил за принесенные фрукты и перевел беседу в другое русло. Мол, он же игровой травмой выведен из строя, уже какую неделю не работает. А у него жена, дети, их кормить надо... Словом, моральная компенсация должна иметь денежное выражение. Причем сумма, по его подсчетам, получилась весьма кругленькой. Для Найдовича со среднестатистической зарплатой, прямо скажем, неподъемная. Да и не ощущал он себя настолько виноватым. Словом, расстались, не договорившись.

А в феврале Павла вызвал следователь и сообщил: против него возбудили уголовное дело. За причинение менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности. Михайлов постарался. Причем так юридически грамотно написал заявление в прокуратуру, что своего добился...

Спасительный казус

Думаю, многие удивятся такому повороту событий. Особенно те, кто занимается активной физкультурой. Сам я, например, в студенческую бытность в баскетбол играл. Всякое случалось: и легкое сотрясение мозга при падении, и связки на ноге порвал... Но судиться - даже мысли не было. А получается, мог бы? Впрочем, как и сам рисковал оказаться на скамье подсудимых: тоже, бывало, соперников "ронял". Не специально, естественно.

Профессионалам вообще тяжело. Сколько травм в контактных видах спорта за сезон случается! Этак половина сборных мира перманентно под следствием бы находилась. Бокс вообще пришлось бы запретить. С точки зрения Уголовного кодекса - преступная забава. Лупят друг друга, причем умышленно, и стараются посильнее. Натуральное хулиганство...

Успокоили меня в Конституционном Суде. Да, действительно, некоторые игровые ситуации, по крайней мере, внешне, по последствиям подпадают под те или иные статьи Уголовного кодекса. Но юриспруденция - наука не механического сопоставления случившегося события и указанного в законе. Действительно, в некоторых странах существует так называемый объективный принцип вменения. Формула предельно проста: есть последствия - есть и преступление. В белорусском законодательстве все сложнее и справедливее. Кроме объективных факторов, учитываются и субъективные. Например, психическое состояние подозреваемого. Поэтому для любого преступления обязательно присутствие вины. Она может быть умышленной - сознательное стремление к общественно опасной цели, а может - неосторожной, когда виновный надеется на предотвращение последствий по счастливому стечению обстоятельств. Но самое главное, человек осознает: он совершает противоправное деяние. Однако в некоторых случаях может этого и не понимать. А без вины - нет и преступления. Даже если ущерб и будет нанесен.

Например, спешит прохожий на остановку, поскользнулся, зацепил старушку, поломал ей руку. Случайность, не более того. Ведь ничего запрещенного он не делал, никому зла не желал, да и не мог предполагать, что кому-то травму нанесет. В уголовном законе такие ситуации прописаны как казус или случай - неблагоприятное стечение обстоятельств, не зависящее от воли человека. Поэтому за подобные деяния и к ответственности не привлекают. К казусу можно отнести и большинство игровых травматических ситуаций.

- Любая контактная игра - повышенная опасность, - объясняет Элиса Саркисова, судья Конституционного Суда, один из авторов Уголовного кодекса. - Причем люди это знают и сознательно идут на риск. А ситуации разные возникают. И к уголовной ответственности за это не привлекают. Максимум - требование возмещения ущерба через гражданский суд. Если, конечно, игрок правила нарушил случайно. Умышленно бить по ногам, надеясь, что у соперника кости крепкие, - за это можно и на скамье подсудимых оказаться.

Отделался легким испугом и допросом

Для следствия это уголовное дело оказалось не из легких. Ведь оно - первое подобного рода в Беларуси. Ни практики, ни методики не наработано. Пришлось начинать, так сказать, с чистого листа.

К счастью, под следствием Павел Найдович пробыл относительно недолго. Следователь отдела предварительного расследования Молодечненского ГРОВД Валерий Кучеренок достаточно быстро и грамотно разобрался в ситуации. После нескольких допросов и очной ставки он закрыл дело, сославшись на статью в Уголовном кодексе, в которой говорится о том самом казусе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter