Казначеи смерти

О терроризме

Вчера замминистра иностранных дел Польши Яцек Найдер в интервью радио «Зет» фактически подтвердил казнь 42–летнего краковского геолога Петра Станьчака, похищенного 28 сентября прошлого года в пакистанской провинции Атток недалеко от границы с Афганистаном. Еще в воскресенье достоверность видеозаписи пакистанских боевиков движения «Талибан», на которой двое замаскированных мужчин обезглавливают заложника, подвергалась сомнению. Но это было уже сомнение последней надежды, что жертвой не является поляк...


В течение четырех месяцев мне довелось стать свидетелем, как поляки следили за судьбой своего соотечественника, попавшего в пакистанскую западню. Одни искренне переживали, другие с интересом любителя детективов ждали развязки, третьи прагматично рассуждали о риске зарабатывания больших денег в «горячих точках». Но, как видно, жизнь оказалась дороже. Краковская фирма «Геофизика», в которой работал Петр Станьчак, сразу же после его похищения прервала контракт в Пакистане и эвакуировала остальных 19 командированных поляков.


Признавшиеся в похищении поляка талибы взамен за освобождение краковского геолога требовали выпустить из пакистанских тюрем десятки боевиков, а также отхода ведущих с ними борьбу правительственных войск с приграничных территорий. А в канун своей гибели польский пленник обращался к своему правительству вывести солдат из Афганистана, где польский контингент под командованием НАТО составляет сейчас 1.600 военнослужащих.


Конечно, резануло заявление представителя похитителей, что талибы казнили заложника, так как «правительства Пакистана и Польши не проявили заинтересованности в переговорах о его освобождении, несмотря на то, что прошло четыре месяца с его похищения». Замечу, что Польша не вела напрямую переговоров с похитителями, пользовалась посредничеством правительства в Исламабаде, с которым в постоянном контакте были сотрудники польского посольства. Со специальной миссией в Пакистан выехала военная делегация во главе с начальником генерального штаба Франчишеком Гонгором, а также специальный представитель МИДа Зенон Кухчак, имеющий большой опыт по освобождению заложников.


Деньги в таких случаях не раз играли решающую роль, причем давали возможность не только поторговаться, но и оттянуть поставленное на счетчик время. Правда, меркантильность становится иногда себе дороже, потому что, как правило, к пачкам долларов добавляется еще и ряд других требований. В пятницу премьер–министр Дональд Туск, несмотря на то, что почти истекал срок ультиматума и еще шли переговоры, сказал как отрезал: «Польское правительство никогда не будет казначеем выкупов». И хотя условия талибов заранее несли политический характер, это заявление польского премьер–министра многие посчитали ошибочным и причинившим вред переговорам.


Как видно, это первый сигнал к тому, чтобы начать искать козла отпущения. Похоже, что критические стрелы будут направлены прежде всего на МИД и его главу Радослава Сикорского. Для многих своих оппонентов — это очень сильный амбициозный политик, находящийся в верхней строчке рейтинга популярности в стране и хорошо известный в международной политике. Но известно об открытой неприязни к нему и президента Леха Качиньского, партия которого «Право и справедливость», руководимая его братом и экс–премьером Ярославом Качиньским, находится сейчас в оппозиции и отнюдь не конструктивной. Хотя раздаются призывы «не делать политики на этом трагическом деле» и «не стоит выносить предложения и называть персоналии, которые могли бы склонить к подозрению политического использования казненного поляка», не исключено, что мы еще будем свидетелями сведения политических счетов. Министру Сикорскому уже припоминают, что он в рамках экономии ликвидировал польское консульство в Карачи. А как бы оно, мол, было сейчас кстати при переговорах с похитителями казненного поляка.


Однако трагическая история на этом не заканчивается. Теперь речь идет о транспортировке тела Петра Станьчака на родину. Пока неизвестно, где оно находится. Зато известны условия его выдачи. Террористы требуют освобождения из заключения 60 талибов и вывода войск с пограничья. И в придачу — 2,5 тыс. долларов наличными.


Среди похищенных в последнее время в Пакистане — шеф Бюро Верховного комиссара ООН по делам беженцев Джон Солецки, иранский дипломат, афганский генеральный консул... Список далеко не окончательный. И условия их освобождения тоже политические. Например, американец погибнет, если ООН не постарается освободить 141 женщину из пакистанских тюрем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter