У Сок Чхан У ампутированы руки, а он все равно рисует. И как!

Каждый может творить чудеса

На Паралимпиаде–2014 в Сочи безрукий художник сотворил немыслимое. На подиуме огромного стадиона нарисовал цветную картину, поразив десятки тысяч зрителей.

Многие россияне запомнили Сок Чхан У из Южной Кореи не бедным, нуждающимся в жалости ампутантом, а талантливым живописцем, создающим цветные полотна на огромных холстах, да еще с бешеной скоростью.

Вот он — Сок Чхан У с искусственными руками
фото «THE WORLD OF LINE, INK AND NUDE BY CHANG-WOO SEOK»
Недавно мы встретились в Корее. Предстоял торжественный обед с обязательно строгой по корейскому ритуалу рассадкой. Нас, руководителей различных международных федераций, было человек восемь. Хозяева с глубокими поклонами разводили гостей по положенным местам, а я увидел в уголке человека, за нами наблюдавшего. Взгляд пристальный, даже строгий, очень внимательный.

Проголодавшиеся принялись за закуски, а художник — за кисть. Впрочем, увиденное мной требует более подробного описания. У Сок Чхан У нет рук по самые плечи. Он не любит рассказывать об этом, но я был настойчив и любопытен. Итак, очень давно, еще в молодости, произошел несчастный случай. Сок проходил мимо установленных в цехе станков, работавших на электричестве. Выпускник колледжа и молодой инженер проделывал этот путь сотни раз. Но на этот произошло немыслимое: от удара током он потерял сознание. Очнулся уже в больнице. Вместо рук — пустота.

Он и выжил–то чудом, врачи, его оперировавшие, сочли это помощью Божьей. Жив, может передвигаться, положенная инвалиду пенсия позволяет сводить концы с концами. Ну да, придется забыть о разных мирских удовольствиях, но рядом жена, сын.

Но Сок все никак не мог выйти из депрессии. Первые три месяца ему хотелось поскорее распрощаться с этой жизнью. И помогли не врачи–психологи, а супруга. Кто–то рассказал ей, что есть возможность вставить в плечи железные прутья по пояс длиной. А на конце этих рук искусные мастера могут сделать нечто вроде, нет, все же не пальцев, а металлических захватов. И если научиться управлять всем этим с помощью специальных устройств, которые устанавливаются на ребрах, то этими «руками» можно производить несколько осознанных манипуляций. Правда, только под определенным углом, да и практика для этого требуется — изнурительная и постоянная.

Это подаренный мне веер с рисунком и трогательным посланием от художника. Говорят, знатоки живописи в Корее были бы счастливы получить такой именной подарок
АРХИВ СОЮЗА

И Сок решил попробовать. Все двигалось долго, нудно. Но он поклялся не впадать в отчаяние. Чтобы освоить даже примитивные движения, занимался часами и часами. Потом, научившись самому простому, двинулся дальше. Благородный профессор из Сеульского университета принялся обучать студента–новичка искусству каллиграфии. Представляете, что это такое — выводить сложнейшие иероглифы фактически без рук? Сок Чхан У научился этому за несколько лет.

А однажды его сынишка пожаловался: «Папа, никак не могу нарисовать птичку. Что делать?» И папа Сок взялся за кисть. Птичка в школьном альбоме для рисования получилась как живая, чуть не улетела (шутка. — Н.Д.). Но он понял, что может попробовать рисовать. Больше всего нравилось изображать на холсте движения — особенно быстрые: бегунов, велосипедистов, конькобежцев. Когда художник прибавил в мастерстве, он принялся и за фигуристов, где движения более тонкие, и, конечно, за футболистов. Рисовал искусственными руками и телом. От небольших картин перешел к крупным полотнам.

Необычного мастера заметили. Его работы выставляются в художественных галереях, и не только Южной Кореи. В 2008–м пригласили в Пекин на Паралимпиаду китайцы. Сочи приветствовали его в 2014–м. Сейчас он собирается обязательно принять участие в культурной программе зимних Олимпийских игр в Пхенчхане.

Давайте скажу вам честно: руки — железные плети — зрелище не для слабонервных. Но об этом пытаешься забыть, глядя, как творит художник. Если возвратиться к званому официальному обеду, то мне было не до еды. Хотелось подглядеть, как творит Сок Чхан У. Скажу одно: очень быстро. Для каждого из нас он выбрал свой рисунок, который, по его мнению, олицетворяет собеседника.

Нескромно, но начну с себя. Сок счел меня велосипедистом и нарисовал на корейском веере стайку гонщиков на велосипедах с каллиграфической выведенной надписью. Мол, Николаю Долгополову с уважением. Так перевел с корейского на веере выведенное собственный корреспондент «РГ» в Сеуле Олег Кирьянов. Президенту Международной ассоциации спортивной прессы итальянцу Джанни Мерло достался лихой футболист. Лорду Себастьяну Коэ, возглавляющему недружественную нам и к нам Международную ассоциацию легкоатлетических федераций, художник преподнес веер с бегунами — как никак Коэ олимпийский чемпион. Соотечественнику корейцу, почетному вице–президенту Международного союза конькобежцев, Сок вручил картинку с фигуристами. И все такое живое, движущееся.

— Это потому что я люблю движение, — признался мне художник. — Смотришь на быстрых подтянутых людей, и сердце твое вместе с телом и кистью работает в такт их бегу. Тут не до депрессий. Вообще советую о подавленном состоянии забыть. Я, к примеру, забыл. И, видите, получилось. Хочу встретиться с русскими в Пхенчхане. Они были так добры ко мне в Сочи. Желаю вам успехов и хорошего настроения.

Николай Долгополов

dolgop1949@mail.ru,

ПхенЧхан — Москва
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter