Можно ли судиться с блогером?

Каждый может стать героем. Социальных сетей

Совсем недавно гомельские информационные порталы разместили, на первый взгляд, забавное видео. На ступеньках местного ночного клуба разгоряченная молодая пара выясняла отношения: ругались, кричали, толкались, падали. Их размолвка стала частью видеообзора минских блогеров про ночной Гомель, размещенного на YouTube. В мире, где видеокамера живет в каждом телефоне, мы все — актеры. Что делать, если вы стали героями интернет–сюжета или, наоборот, кто–то недоволен своим участием в вашем блоге?



Видеообзор про жизнь ночного Гомеля очень быстро исчез из сети, но через день вновь появился. Правда, отредактированный: лица участников скандала в квадратиках, неприличные слова запиканы. Автор видео, минский студент Влад Мага (интернет–ник), рассказал, что отредактировали сюжет по просьбе молодой пары:

— Наш блог правдиво освещает ночную и дневную жизнь белорусских городов. Иногда владельцам кафе и ночных клубов не нравятся наши оценки. Даже в милицию писали на нас, но безрезультатно. Будущие молодожены, которые ссорились в Гомеле, написали, чтобы не позорили их, а то свадьба сорвется. Мы решили не ставить под удар счастье молодых. Лица закрыли, но видео оставили. Обзор есть обзор, это часть свободы слова, часть современного мира.



Свобода слова — красивое выражение. Но если вас сфотографировали на банкете в смешном танце? На улице — ругающимся с прохожим? Выяснял отношения с девушкой? Упал? Ковырялся в носу? Да что угодно из личного... И это в сеть? Заинтересуются ли сотрудники правоохранительных органов таким вторжением в личную жизнь, рассказал старший помощник прокурора Гомеля Кирилл Вышняков:

— К такому видео может быть интерес со стороны милиции, если на нем зафиксировано действие, представляющее государственную или общественную опасность. Например, глумление над государственной символикой или памятником, кража, массовая драка. В таких случаях, если есть состав преступления, милиция может заняться проверкой инцидента. Если вас ударили, оскорбили, на видео это будет задокументированный факт, но уже необходимо заявление от пострадавшей стороны. Если вас сфотографировали с любовницей в баре и после публикации в соцсетях от вас ушла жена, здесь милиция не поможет, надо нести заявление в суд о компенсации морального вреда.

Правда, есть нюансы. Объектив фотоаппарата зафиксировал вас не на улице, а в пикантной ситуации на собственной кухне. Возможно, вы стали героем видеообзора — блогер преследовал вас в сквере, у пруда, в троллейбусе — все это уже незаконное собирание и распространение информации о личной жизни. Регламентируется Уголовным кодексом. Но вот случайное фото подшофе после футбольного матча на улице — просто снимок города и прохожего. Если после него вас уволили с работы, бросила подруга, посыпались унижения в соцсетях, стало шалить сердечко — повод обратиться в суд, чтобы он рублем оценил степень моральных и физических страданий, которые причинил вам безответственный любитель фотосъемки.

Кстати, нецензурная лексика — постоянный атрибут многих видеообзоров — причина для штрафа. Но оштрафуют не того, кто ругался, а того, кто разместил в интернете ролик с крепкими словцами.



В интернете не только автор видео дает оценку. Если вы положительный герой блога, а подписчики и пользователи не ценят ваш светлый образ и оставляют обидные комментарии? Гомельчанка Наталья Киян на себе испытала, что такое интернет–троллинг:

— Со мной в соцсетях подружился некий Аркадий Яновский из Барановичей. Сначала писал комментарии: «красотка», «очарование», потом вдруг начал язвить. Ни один мой пост не выходил без оценки этого «тролля». Я внесла его в «черный список», а потом сделала страничку закрытой. Но, признаюсь, пережила немало неприятных мгновений. 

Моральные переживания Натальи суд мог вполне превратить в денежную компенсацию. Скриншот странички с неприятными комментариями — отличное доказательство. Однако важно, чтобы едкие замечания признали порочащими честь, достоинство, деловую репутацию или просто оскорблением. Иначе это не больше чем острый диалог. Но что делать, если интернет–обидчик живет в США, Бразилии или Австралии? Юристы советуют обращаться в суд по месту жительства будущего ответчика. Правда, стоит сразу подсчитать, во сколько обойдутся услуги, например, американского адвоката.

Если все же вас кто–то фотографирует или снимает на видео и вы не согласны, предупредите его об уголовной ответственности за собирание информации о личной жизни. Это может отпугнуть даже опытного блогера.

sb_gomel@mail.ru

Советская Белоруссия № 119 (25001). Пятница, 24 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter