«Каждый день в реальной жизни вижу подтверждение завещания Карчмита»

СПК «Агрокомбинат Снов» в республике — своеобразная школа передового опыта. Хозяйство ежегодно добивается новых, более весомых результатов. И при этом его руководитель и специалисты охотно делятся секретами их достижения с другими. О путях эффективного хозяйствования, главных уроках долгого и тернистого пути к сегодняшнему успеху мы разговариваем с председателем СПК «Агрокомбинат Снов» Николаем РАДОМАНОМ.

Председатель СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района, член Совета Республики Национального собрания, заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси Николай Радоман

СПК «Агрокомбинат Снов» в республике — своеобразная школа передового опыта. Хозяйство ежегодно добивается новых, более весомых результатов. И при этом его руководитель и специалисты охотно делятся секретами их достижения с другими. О путях эффективного хозяйствования, главных уроках долгого и тернистого пути к сегодняшнему успеху мы разговариваем с председателем СПК «Агрокомбинат Снов» Николаем РАДОМАНОМ.

— Николай Вячеславович, вы ведь из местных. Насколько важно руководителю быть своим для людей?

— Да, я действительно родился и вырос на территории колхоза имени Калинина (ныне СПК «Агрокомбинат Снов»): мать работала дояркой, отец — строителем. Так что сколько себя помню, был при деле. И на ферме, и на стройке, и «на дялках кукурузы и моркови». В школе получил права тракториста. И на этом моя сельскохозяйственная карьера могла закончиться...

— Как?

— В Доме культуры был музыкальный кружок. В нем выучился неплохо играть на саксофоне, гитаре и трубе. И уже собирался поступать в музыкальное училище.

— Что помешало?

— Дедушка Николай Корнеевич рассудил мудро: музыкальными инструментами и трактором управлять умеешь. Где с тебя будет больше пользы? Представь, что люди от зари до зари в поле. И будешь ты ждать вечера, чтобы им поиграть. Да только захотят ли они тебя слушать? Иное дело, когда ты рядом с ними во всем. Тут и музыка к делу…

Эту мудрость я пронес через всю жизнь. Все же у нашего человека на первом месте — забота о хлебе насущном. Поэтому я собрал документы и отвез их в БГАТУ.

Почему туда? В деревне к техническим людям всегда относились с особым уважением.

Да и в жизни с техникой легче прожить. Три экзамена сдал на пятерки, один — на четверку. Заместитель декана Ричард Станиславович Сташинский тут же поздравил с поступлением. Во время каникул работал помощником комбайнера.

— А как с музыкой?

— На нашем факультете механизации был свой вокально-инструментальный ансамбль. Играли на вечерах отдыха, свадьбах.

— Вы ведь учились не от хозяйства...

— Поступал сам по себе. Но после второго курса мне дали направление, чтобы мог избежать всесоюзного распределения.

— Дома все-таки лучше...

— Да, дома, как говорится, и стены помогают. Вначале работал инженером по трудоемким процессам. Потом главным энергетиком. Девять лет назад возглавил хозяйство.

— Воспоминания об университете?

— Самые светлые. Сегодня в хозяйстве 24 выпускника БГАТУ. Этот «мощный механизированный отряд» во многом определяет его сегодняшний и завтрашний дни.

— В советское время была такая «шутка»: немцы работают, чтобы жить, а русские живут, чтобы работать. По-моему, в «Снове» как раз созданы все условия для нормальной жизни сельчан. И они это ценят. И не стремятся отсюда уезжать. Мы объехали агрогородок с вашим заместителем по идеологической работе, председателем профкома Владимиром Слабко. Тот показал мне Дом культуры, библиотеку, школу искусств, закрытый плавательный бассейн, фирменную торговлю, столовую, поликлинику, перерабатывающие заводы, стадион, мехдвор, построенные и строящиеся за счет хозяйства многоквартирные дома. Рассказал и о ряде льгот, в том числе и о 50-процентной скидке на стоимость обедов. Да и среднемесячная зарплата по прошлому году в 3 миллиона 815 тысяч рублей и 5 миллионов 100 тысяч — уже за первый квартал 2013-го, вызывает уважение...

— Коль вы затронули советское время, давайте вспомним, ради справедливости, что и тогда руководство страны и республики ставило и решало задачу выравнивания условий труда и быта между городом и деревней. И началось у нас это, когда хозяйство возглавил Яков Васильевич Алексанкин. Представьте себе, что он начинал его создание в далеком послевоенном 1951 году с объединения шести близлежащих колхозов, в которых насчитывалось около 700 хуторских поселений.

— Зачастую, когда речь заходит о таких хозяйствах, как «Снов», ревнители чужой славы находят аргументы типа: повезло им с землей. Там кол воткни, он деревом вырастет...

— Нынешний директор НПЦ по земледелию Национальной академии наук Федор Иванович Привалов, когда возглавил Несвижский райисполком, думал точно так же. Потом понял секреты успехов наших земледельцев. А они кроются прежде всего в отношении к земле. Мы в год вывозим на поля до 140 тысяч тонн органики в твердом виде и еще до 170 тысяч тонн — в жидком.

Объединенный колхоз имени Калинина собрал в первый год своего существования по 6,5 центнера зерна с гектара, по 72 центнера картофеля. А годовой надой молока от коровы составил 816 килограммов... А вот наши результаты работы за прошлый год. Урожайность зерновых — 78,7 центнера с гектара, картофеля — 474 центнера, надои от коровы — 8878 килограммов. И эти показатели могли бы быть гораздо выше...

— Что помешало?

— К нам присоединили соседнее хозяйство. И потребуется время на доведение его до нашего уровня.

— Ваш взгляд на оптимизацию структуры хозяйств путем их объединения...

— Будущее, на мой взгляд, за агрокомбинатами, наподобие нашего. С полным циклом выращивания, переработки и реализации продукции. И наш опыт, и опыт наших собратьев, таких как «Беловежский» Брестского, «Заря» Мозырского, «Заря» Могилевского, «Ждановичи» Минского районов, свидетельствуют о правильности этого пути. Только создавать их надо постепенно, все просчитывая. Иначе хорошая идея окажется в целом убыточной. Мы уж как ни считали, да и то потеряли в показателях, которые могли бы иметь до объединения.

Или возьмем инфраструктуру. Чтобы ее создать и поддерживать, также нужны немалые средства. И их надо заработать! В том числе и на ту, что в присоединяемых хозяйствах. Если вкладывать только в центральный общий агрогородок, то в отдаленном селе закроются и детсад, и Дом быта, и ферма, что мы зачастую и наблюдаем. Как следствие, отток кадров.

— Всякий раз, когда сталкиваюсь с объединением хозяйств, задаюсь вопросом: нагрузка на руководителя, главных специалистов возрастает пропорционально в два, три, четыре раза в зависимости от количества присоединяемых, а зарплата?

— Зарплата, как правило, не возрастает. Хорошо, у нас специалисты получают по 9—10 миллионов рублей в месяц, и можно на них влиять. А как быть тем, у кого таких заработков нет, а надо повышать ответственность за порученное дело в разы? Они просто кладут на стол заявление об уходе. И едут туда, где стабильно 5—6 миллионов в месяц и среднее хозяйство.

— Я неоднократно слышал в ваш адрес следующее: «Хорошо Радоману, у него своя переработка!»

— С одной стороны, это и впрямь хорошо. Сам произвел, сам переработал. Не ждешь, когда с мясо-, молочных комбинатов придут деньги за поставленные молоко, мясо.

С другой стороны, ни для кого не секрет: продать свою продукцию за рубежом весьма проблематично. В той же России, скажем, которая вошла в ВТО. И для нас также. То есть продать можно запросто, но без особой выгоды. Да, у нас качественная продукция. Но покупатели как думают? Лучше я куплю менее качественную, зато дешевле.

— Выход?

— Выход и для нас, и для всех производителей и переработчиков один — снижать себестоимость продукции. Мы ее в прошлом году снизили по сравнению с предыдущим по молоку на 205,4 процента, по привесам КРС — на 192,9, по привесам свиней — на 185,8, по привесам птицы — на 187 процентов.

— На чем нашли?

— Мелочей нет ни в содержании животных, ни в кормлении, ни в переработке.

— Считаете, что уже довели эти процессы до полного совершенства?

— Нет, к сожалению. Сколько еще можем найти в том же энергосбережении. Не секрет, что цены на газ, нефтепродукты растут не по дням, а по часам. И остановить рост мы не в состоянии, а вот рачительнее использовать — в наших силах!

— Ваше хозяйство имеет 7687 гектаров, в том числе 7251 гектар сельхозугодий. На этих землях в прошлом году вырастили 21 тысячу тонн зерна, продали государству 21816 тонн молока и 21966 тонн мяса. Произведено валовой продукции на 238,2 миллиарда рублей. Это предел?

— В работе — каждый клочок земли. Посчитав потенциал, строим сегодня еще пять помещений на птицефабрике. Запустили недавно в работу три новых свинарника. Так что должны прирасти.

— По присоединенному хозяйству «Друтьковщизна». Вы там построили новую молочно-товарную ферму с роботизированным доением на 600 голов. И сегодня там имеете от коровы 32 килограмма молока в сутки. Это хорошо. А где нашли свое применение освободившиеся работники?

— На тех же землях построили картофелехранилище на четыре тысячи тонн. Так что без дела они не остались.

— Люди ждут от руководителя, помимо достойной оплаты их труда, еще и соответствующей оценки.

— Лучших тружеников чествуем по итогам работы за год, когда известны все результаты. Обиженные все же есть.

— На кого?

— Я хочу поделиться своим мнением о «Дажынках». Мероприятие важное и нужное. Но проводить его, на мой взгляд, нужно после того, как с поля уйдет последний комбайн.

А у нас в республике итоги уборки подводятся, когда еще не убраны гречиха, кукуруза на зерно. Комбайнеры намолачивают 20 тысяч тонн зерна зерновых культур и еще 20 тысяч тонн зерна кукурузы, которая как бы не в счет. И как им объяснить это обстоятельство?

 Или возьмем наш пример. При подведении итогов работы за год мы учитываем вклад каждого механизатора в общий каравай: от подъема зяби, сева, ухода за посевами до окончания уборочной кампании.

— В коллективе 14 инженерно-технических работника окончили БГАТУ. Его выпускниками были Михаил Александрович Карчмит и вы. Я не думаю, что это — главный мотив поступления выпускников школы в аграрный технический университет. Хотя и это имеет место. А что еще?

— Мы с учителями Сновской средней школы работаем в тесном контакте. Сегодня по направлениям хозяйства в сельхозвузах республики учатся пять наших стипендиатов. Причем по тем специальностям, в которых мы нуждаемся, либо будем нуждаться в ближайшее время.

А в БГАТУ агитировать не надо. Что же за парень на селе, который не владеет техникой! Вообще, в нашем хозяйстве работает  270 человек с высшим  и средне-специальным образованием.

— Каков стиль и каковы методы работы председателя СПК «Агрокомбинат Снов» Николая Радомана.

— Все считать, все учитывать, начиная от прогнозирования урожаев, надоев и заканчивая социальной сферой. Ставку делаю на науку, максимальную механизацию всех технологических процессов. Потом все это сводим в общую программу развития хозяйства. Жизнь, конечно, вносит свои коррективы. Но мы готовы к любым ее сюрпризам. Поэтому никогда ни паники, ни растерянности не испытываем.

— Николай Вячеславович, спасибо за интервью. «БН» желает вам и вашему коллективу новых достижений.

— Спасибо за пожелания. Я всегда считал, что совершенству нет предела. И с уважением относился и отношусь к сделанному моими предшественниками, коллективами разных лет. И стремлюсь раскрыть потенциал каждого человека как можно полнее. Мой предшественник Михаил Карчмит, Герой Беларуси, заслуженный работник сельского хозяйства Беларуси, лауреат Государственной премии республики говорил: «Меня настораживает, когда молодой специалист не может принять решение. Опасение вызывают неумение проявить инициативу, боязливость, несамостоятельность. Мне нравятся знающие молодые люди, у которых я сам чему-то учусь. Особенно ценю профессионалов узкой специализации. Мне приятно, когда тот или иной участок возглавляет сильный, надежный, грамотный человек. Таких людей надо взращивать, воспитывать, готовить, учить в своем коллективе...»

Это его завещание я помню, и каждый день вижу подтверждение его слов в реальной жизни.

Подготовил Петр КАВУНОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter