Выставка истории обуви "Под туфелькой у Музы" в Национальном историческом музее: самые любопытные экспонаты

Каждой эпохе - своя туфелька

Что может быть привычнее и утилитарнее обуви? Каждый день мы надеваем на ноги кто мокасины, кто балетки и отправляемся по делам, даже не задумываясь о том, что наши подошвы несут на себе историю в самом буквальном смысле. Выставка "Под туфелькой у Музы", открывшаяся в Национальном историческом музее, приютила разнообразную обувь ХХ века, которую носили или производили на территории Беларуси. Здесь и деревенские лапти, и дрибинские валенки, и лыжные ботинки Дарьи Домрачевой. Вместе с куратором проекта Юлией Кривдюк мы бережно открываем витрины и любуемся самыми интересными экземплярами необычной экспозиции.


Ножка прабабушки

Обувь, как и одежда, для музейщиков - вещь чрезвычайно ценная, поскольку сохраняется плохо, а реставрировать и содержать ее в порядке не так-то легко. Тем не менее в фондах исторического музея есть довольно любопытные экземпляры. Например, дамские ботинки с каблуком-рюмочкой конца XIX - начала ХХ века, сшитые так, что даже при большом размере создается впечатление маленькой аккуратной ножки.


- Эти изящные кожаные ботиночки носили белорусские горожанки, - комментирует Юлия Кривдюк. - Мы не можем с полным основанием утверждать, что и изготовлены они были на территории Беларуси, но ходили в них точно по здешним тротуарам. Есть экземпляры из разных регионов: из Минска, нынешней Минской области, Гомеля, везде были свои модники и давались балы. Женская обувь, конечно, сохраняется лучше мужской: видимо, у наших дам и туфель было больше, носили они их более бережно и не до того момента, пока не развалятся, как это принято у мужчин.


Дерево беды

Выструганные из дерева, большие, похожие на лодки башмаки - память о страшных днях немецко-фашистской оккупации Беларуси. Эту обувь делали вручную и носили советские военнопленные, которых содержали в нечеловеческих условиях. Если мы вспомним документы Нюрнбергского процесса, то обнаружим среди них, например, приказ штаба 88-го полка 34-й немецкой пехотной дивизии "Положение с обмундированием", в котором прямо указано: "Не задумываясь снимать с русских военнопленных обувь". И это не единичный случай, подобных циркуляров сохранилось достаточно много. Пленные советские солдаты пытались спасаться от холода, по примеру крестьян вырезая обувь из дерева. Носить эти тяжелые громоздкие "дзеравякi" можно было, обмотав ноги тряпками.


О, спорт, ты... ботинок!

Спортивная обувь советского производства занимает отдельную витрину. Тут и футбольные бутсы 1949 года, и колючие, как еж, шиповки для занятий легкой атлетикой, и даже, как значится в поясняющей надписи, "спортивные ботинки" трехкратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе Александра Медведя. Кстати, не очень большого размера - при том, что наш великий спортсмен ростом под метр девяносто. 1975 года выпуска, белые, изношенные и потертые - такие же заслуженные, как и сам Медведь, шутит куратор. Глядя на них, как-то сразу понимаешь: большой спорт, как и большие победы, даются ценой величайшего напряжения и усилий. Это подтвердят молчаливые свидетели и участники - крепкая надежная пара старых борцовок, в которых сражался чемпион.


Пуант на память

Изящные пуанты с дарственной надписью - одна из загадок выставки, признается Юлия Кривдюк:

- Их подарила кому-то некая балетная прима, мы предполагаем, что это была народная артистка Белорусской ССР Людмила Бржозовская, но прямых подтверждений у нас нет, - чувствуется, что Юлия Кривдюк переживает: не всегда люди, передающие историческому музею старые сокровища из своих сундуков и чердаков, точно знают их историю.


Пара датирована приблизительно 1970 - 1989 годами, сделанная авторучкой размашистая надпись гласит: "На память о премьере... До новых творческих встреч!" И, возможно, кто-нибудь однажды сумеет опознать по почерку, чьи же все-таки пуанты хранятся в фондах одного из филиалов исторического музея - Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры.

Зато обувь первой белорусской Кармен, оперной примы Ларисы Александровской опознается на раз: в меру щегольские, в меру практичные серые туфли с пряжками хранятся у частного коллекционера, стилиста Татьяны Анюковой.


Непарная звезда

Самые необычные экспонаты выставки - это, конечно, сценические туфли суперпопулярной британской певицы Леди Гаги авторства Янжа Недвецкого. Белорусский дизайнер, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, предоставил для выставки десяток эффектных работ на стыке фэнтези, футуризма и китча, но обувь поп-дивы выделяется и в этом ряду. Во-первых, они разные, на каждую ногу свой образец. Во-вторых, сложная конструкция из перьев, бисера и бусин обработана лаком и выкрашена в серебряный цвет, создается впечатление, что туфли сделаны из гипса или пластика, - словом, совершенно непригодны для носки. Да что там, в этих шедеврах творческой мысли и туфли-то сложно опознать! Но для мировой звезды, славящейся своими нефункциональными и откровенно шокирующими нарядами - самое то.


ovsepyan@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter