Каждому театру — свой Пигмалион

Просить помощи провинциальному театру у столичных режиссеров — не стыдно. Стыдно — находиться в бездействии
Просить помощи провинциальному театру у столичных режиссеров — не стыдно. Стыдно — находиться в бездействии

После «Дажынак» Бобруйск преобразился. Его и сегодня продолжают облагораживать. Так, в скором времени в городе собираются поставить миниатюрный памятник Шуре Балаганову, герою романа «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, который так стремился сюда попасть. Образ памятника уже решен охочим до таких проектов минским скульптором Владимиром Жбановым. «Сын лейтенанта Шмидта» будет сидеть на распиленной гире и недоуменно чесать затылок. Макет уже изготовлен.

Возможно, следующим шагом в развитии мифотворчества города могла бы стать постановка «Золотого теленка» в местном театре, официальное название которого звучит как Могилевский областной театр драмы и комедии им. В.Дунина–Марцинкевича. Но пока предпочтение здесь отдают проверенным коммерческим пьесам. И классическая комедия Бернарда Шоу «Пигмалион» — не самая худшая в этом ряду. Именно она открыла нынешний сезон в театре.

Перед началом спектакля новый директор театра Вадим Щербич поздравил всех с открытием сезона и вручил старейшим актерам труппы почетные грамоты. Для заезжего человека это, конечно, выглядело формальностью, но видя, как трогательно актеров поздравляли их коллеги, становилось ясно: такое публичное внимание важно для этих людей, им не избалованных.

Вадим Щербич, кстати, пришел на свой пост после чехарды кадровых перестановок. Директора в театре менялись за последнее время чересчур часто. Вадим энергичен, по–хорошему консервативен, полон творческих замыслов, хотя и не без здоровой доли скепсиса. Можно сказать, что в театре руководит мужской рационализм, помноженный на женскую проницательность, — главный режиссер Татьяна Дорогобед — очень энергичная молодая женщина.

На этом особенности бобруйского театра не заканчиваются. Не каждый день увидишь коллектив, в котором главную роль в постановке играет не кто–нибудь, а... сам главный режиссер. В данном случае — именно Татьяна Дорогобед. Поначалу в роли она, как иногда говорят о комедийных актерах, желающих понравиться зрителю, «плюсует». Но постепенно роль выстраивается в нечто целое, когда по сюжету Бернарда Шоу Элиза Дулитл под чутким руководством профессора Хиггинса превращается в светскую леди.

Пьесу поставил приглашенный режиссер из Минска Сергей Куликовский, человек довольно известный. В некоторых театрах сотрудничество главного режиссера с другим режиссером часто невозможно из–за непомерных амбиций руководства театра. В Бобруйске вовремя поняли: не стоит стесняться просить помощи. Может быть, видя такой конкретный и внятный результат, утихнут споры о том, нужен ли провинции свой театр. А за Куликовским, чем черт не шутит, подтянутся в белорусскую глубинку Петр Наумович Фоменко и Кирилл Серебренников. Нам есть, слава Богу, чем их удивить – энтузиазмом актеров, своей трепетной влюбленностью в театр, благодарным зрителем.

Но, конечно, это не решит всех проблем. Как и во многих нестоличных театрах, актеров в Могилевский областной театр драмы и комедии им. В.Дунина–Марцинкевича набирают, образно говоря, с улицы. Ничего нового в этом для тех, кто интересуется современным положением дел провинциальных театров, нет. Увы, весьма распространенная практика... Безусловно, можно говорить красивые слова о том, что профессии актера научить нельзя, что талант самородка никаким образованием нельзя испортить, но все же в некотором смысле это определенная девальвация для театрального искусства в целом.

Постановку «Пигмалиона» режиссеру Куликовскому заказал сам театр. Установка почти верная: зритель всегда жаждал развлечения, картинок из красивой жизни, в данном случае — высшего аристократического света викторианского Лондона.

...Около здания театра стоит на постаменте Дунин–Марцинкевич с грустным, опущенным взором. Памятник драматургу действительно выглядит как–то странно, кажется, что классик грустит и всем своим видом вопрошает у зрителя: куда же это он идет? Хотя, если вспомнить произведения классика, места для грусти в них не было. Можно даже сказать, что в некотором смысле нынешняя постановка продолжает водевильную традицию: сам спектакль Куликовский решил в эстрадном ключе. Молодые люди с подтянутыми торсами (то, что за несколько месяцев мужская часть труппы постройнела, — особый предмет гордости режиссера), в черных пиджаках на голое тело исполняют концертные номера на знакомые популярные темы, например «Лондон» Земфиры. Все довольно узнаваемо и энергично. Теперь без поп-музыки и танца обходится редкий спектакль. Однако все дело, как всегда, в пропорциях... Кстати, энергичные музыкальные номера звучат не под фонограмму, на сцене — живое пение.

Исполнитель роли профессора Хиггинса Анатолий Дворянников когда–то получил театральное образование в Санкт–Петербурге. В Бобруйск его перетянули большой зарплатой, перспективами, квартирой. «Это было еще в те времена, когда Бобруйск был Паневежисом», — рассказывает Куликовский о своих актерах. В свое время Бобруйск действительно был более заметен на театральной карте Беларуси. Время прошло. Сегодня Дворянников стал звездой труппы, на которой держится половина репертуара.

«Пигмалион» в некотором смысле — это совместный белорусско–российский проект. Спектакль невозможно представить без ярких танцевальных номеров российского хореографа Анны Ковалевой. Она — большой профессионал. Не потому ли спектакль был сделан всего за 22 дня? Впрочем, по мнению Куликовского, — это евростандарт в работе.

Еще в труппе театра есть удивительный человек — тонкий, фактурный, немногословный — Александр Парфенович, или, как его еще называют по-домашнему, Сан Саныч. Он исполнил в спектакле роль полковника Пикеринга.

А совсем недавно за 12 съемочных дней Сан Саныч отснялся у Юрия Мороза в телесериале «Братья Карамазовы». И уже сейчас актер утвержден на роли сразу в трех проектах. Случай для актера регионального театра и вовсе уникальный. Вот что получается, когда звезды на небе сходятся. Добавьте к этому еще и съемки в рекламе.

Поздняя слава — вообще–то довольно удивительный феномен. С одной стороны, это испытание. С другой — награда за годы терпения, трудолюбия и упорства. Глядя в глаза с хитринкой Сан Саныча, почему–то вспоминались все эти актерские истории о том, что жизнь действительно начинается после сорока или позже. Или о том, что из любого медвежьего угла, если уж так тебе предначертано, тебя выцепит хитрый коготь судьбы. Главное — не сломаться и верить, как верил, например, коллега Сан Саныча, Виктор Сухоруков, работавший грузчиком в овощном магазине.

Может, приближенность Бобруйска к столице или просто человеческие качества работающих здесь людей создали ситуацию, что сегодня эта региональная сцена включена в общий культурный процесс гораздо активнее многих. Причем она востребована не только местными зрителями, но и столичными режиссерами, и даже кинематографистами из Москвы.

Фото автора.

Семь фактов о «Пигмалионе»

Пьеса была написана в 1913 году между двумя катастрофами — гибелью «Титаника» и Первой мировой войной.

Премьера состоялась в Лондоне 11 апреля 1914 г. Роль Элизы Дулитл была написана для знаменитой английской актрисы Стеллы Кэмпбелл.

Спустя полвека композитор Фредерик Лоу поставил в Нью–Йорке мюзикл «Моя прекрасная леди».

Десять лет спустя режиссер Джордж Цукер экранизировал мюзикл, сняв в главной роли Одри Хепберн. Картина получила 7 премий «Оскар». С тех пор «Пигмалион» воспринимается как пьеса исключительно развлекательная.

Александринском театре «Пигмалион» в 1915 году поставил Всеволод Мейерхольд.

Российский критик Алена Карась после премьеры «Пигмалиона» в 1994 году в московском «Современнике» написала: «На этот спектакль ходить не следует: там плохо играют артисты Гафт и Яковлева. Гафт не умеет любить, а Яковлева не научилась ходить по сцене». После этого у Гафта родилась эпиграмма:

«Как столб относится к собакам,

Так отношусь я к критикам–писакам».

В мюзикле Нижегородского театра «Моя прекрасная леди» одну из главных ролей в сезоне 2004 — 2005 года исполнил Николай Басков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter