Каждому — свое?

О выборах в парламент Сербии

Европейский союз вздохнул с облегчением: на выборах в парламент Сербии — Скупщину — большинство голосов набрал альянс «За европейскую Сербию», возглавляемый президентом Борисом Тадичем. Он обогнал своего главного соперника, Радикальную партию, возглавляемую националистом Николичем, на целых 10 процентов.


Накануне выборов Би–би–си озвучила опасения Запада в том, что независимость Косово, провозглашенная в феврале этого года, вызвала в Сербии рост националистических настроений и протестов против интеграции в ЕС. Все ожидали националистического реванша на выборах в Скупщину, однако парламентские выборы в точности повторили сценарий президентских, состоявшихся в январе этого года, когда в поединке сошлись все те же Тадич и Николич. Победил, как известно, проевропейский кандидат — и тогда, и сейчас. Впрочем, даже при таком однозначном раскладе имеется один политический «потерпевший» — это сама Скупщина.


Дело в том, что будущая деятельность парламента под большим вопросом. Чтобы сформировать большинство, необходимо получить 126 мандатов, а у сторонников Тадича их чуть больше сотни. Так что, несмотря на лидерство, альянсу под руководством сербского президента Тадича придется вступать в коалицию с другими политическими силами. Кто и с кем будет объединяться? Экс–премьер Воислав Коштуница, тоже поддерживающий европейское будущее Сербии, не намерен создавать коалицию с Тадичем, так как придерживается более непримиримой позиции по Косово.


Не исключено, что союзником коалиции «За европейскую Сербию», возглавляемой президентом Тадичем, в новом парламенте может стать Либерально–демократическая партия. Это единственная партия в Сербии, поддержавшая независимость Косово. Но сам–то президент Тадич, несмотря на европейский выбор, продолжает заявлять о непризнании косовской независимости...


Не все просто и у соперников. Томислав Николич не прочь объединиться с Воиславом Коштуницей. «Идеологически мы можем составить коалицию», — заявил Николич. По вопросу о непризнании Косово — да, идеология этих политиков достаточна близка. Но вот в остальном... Один — соратник Воислава Шешеля, сидящего в гаагской тюрьме. Другой — свергатель Слободана Милошевича. Как все запутанно...


Одним словом, похоже, Скупщина надолго погрузится в пучину межпартийных разборок, идеологических споров и коалиционных раскладов... Тут, как не без сарказма заметила «Индепендент», и внуки Милошевича, и правнуки Тито, и новое поколение сербских политиков, с молчаливого согласия которых отделилось Косово. Кстати, оцените тонкость цитаты, которую я разыскала на днях в исторических архивах. Один из бывших высокопоставленных югославских руководителей Светозар Вукманович–Темпо вспоминал: «В 1978 году я последний раз виделся с Тито. Разговаривал три часа. Он мне сказал следующее: «Нет Югославии. Югославии больше не существует. А есть восемь государств, которые никто ни в мире, ни у нас не уважает». Почти не ошибся маршал: Косово стало седьмым независимым государством на карте бывшей Югославии...


Кстати, слова маршала насчет «не уважают» недавно почти полностью повторил экс–премьер–министр Воислав Коштуница: «Ни одна страна в мире, — сказал он, — не подвергалась такому обращению, как Сербия, от которой потребовали отказаться от части своей территории якобы для ее же блага».


Впрочем, похоже, сербским политикам, чтобы сохранить лицо, не остается ничего другого, как предаваться рефлексии.


Что не мешает им прагматично вести дела с теми, кто подверг Сербию «плохому обращению». Так, буквально накануне выборов между Сербией и ЕС было подписано Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое предваряет вступление этой страны в ЕС. А главное, уже сейчас позволяет зарубежным инвесторам создать в стране массу рабочих мест.


Кроме того, 6 мая представители 17 европейских стран, входящих в Шенгенскую зону, договорились выдавать визы гражданам Сербии бесплатно.


Торжественное прибытие Fiat на автомобильные заводы Zastava в Крагуевац и подписание соответствующего контракта на 700 млн. евро состоялось за пять дней до выборов при участии президента и его ключевых министров.


Щедрость Брюсселя вполне обоснованна. ЕС получил главное: четкий, подтвержденный двумя выборами, президентскими и парламентскими, тренд на вовлечение Сербии в европейскую орбиту. При этом западные газеты не преминули ехидно заметить, что Сербия ушла из–под зонтика Кремля. Скупщина надолго завязнет в политике. А сербы отправятся на поиск рабочих мест в Европу. Каждому свое...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter