Каждому овощу свое место.

“НГ” решила посмотреть, где и в каких условиях будет храниться то, что выращено.

В Беларуси заканчивается уборка овощей и корнеплодов. Вырастить урожай — это еще полдела, важно его сохранить. А с этим, как оказывается по весне, у нас нередко бывают проблемы. Все белорусские хранилища могут вместить в себя 375 тысяч тонн картофеля, 115,3 тысячи тонн овощей и 65 тысяч тонн плодов. Есть среди них суперсовременные, где для каждого овоща-фрукта создается свой микроклимат, а температурные датчики фиксируют происходящие с ними процессы. Но в некоторых хозяйствах овощи до сих пор продолжали закладывать на хранение в бурты. Журналист “НГ” решила не кидаться в крайности и отправилась в самое обычное хранилище — на базе Березинского райпо.

Нос по ветру

Помещения для хранения картофеля, фруктов и овощей в Березино были построены еще в начале 1990-х годов. Отсюда они поступают в магазины, кафе, столовые райцентра и столицы, на ярмарки. А сейчас сюда рекой со всего Березинского района стекается урожай, выращенный его жителями и сельхозпредприятиями.
Немаленькое по площади картофелехранилище почти целиком занято контейнерами с упакованным в сетки картофелем, которые плотно стоят в три этажа. Специалисты называют это контейнерным типом хранения, хотя картошка может храниться и насыпным способом — тогда ее просто высыпают на пол склада. Но в райпо редко так хранят продукцию.
— В сетках удобнее и хранить, и отпускать покупателям продукцию в течение года, — объясняет начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана СКИНДЕР. — Мы же не закрываем склад на зиму, а постоянно отгружаем картофель и в розницу, и для общепита, и на экспорт. Приезжает машина, и нужно максимально быстро ее загрузить.
На каждом таком контейнере в хранилище висит табличка с указанием сорта — “джулия”, “скарб”, “журавинка”, “бриз”, “винетта”. В этом году, по оценкам специалистов, урожай выдался хороший, и качество “второго хлеба” довольно неплохое — картофель чистенький, ровненький. Но все равно его постоянно будут просматривать, нет ли где гнили. Впрочем, определить ее можно и по запаху.
— Если где-то появился гнилостный очаг, то стоит открыть склад, как сразу почувствуешь запах гнили, — замечает Оксана Скиндер. — Такой картофель незамедлительно перебирают.

Что они любят

Картофель любит зимовать при влажности не выше 88—95 процента и температуре 2—4 градуса выше нуля. В таких условиях он закрывает поры, замедляет дыхание и “засыпает”.
— Чтобы создать такой микроклимат, в хранилище кроме естественной вентиляции установлена еще и принудительная, — показывает на проходящие под потолком в два ряда трубы товаровед  отдела заготовок Березинского райпо Алла Черникова. — А зимой, когда на улице мороз, нужная температура на складе поддерживается с помощью отопления.
Для моркови и свеклы подходят такие же условия, но они все равно хранятся отдельно от картошки — в овощехранилище. Сперва закладывают на хранение морковь, свеклу, лук, позже — капусту. Она не любит соседства, поэтому зимует отдельно от других овощей. Для этого в Березино есть хранилище со встроенной сплит-системой.  В таком помещении установлены раздвижные двери, которые позволяют максимально сохранить температурный режим и предотвращают всяческое колебание температуры. Установлены здесь и вентилятор, и увлажнитель, а нужная температура и влажность поддерживаются компьютером на заданном уровне.
Возможность установить сплит-систему в Березино появилась в прошлом году благодаря беспроцентной ссуде. Тогда для системы потребкооперации был выделен льготный кредит в 2,7 млрд рублей на реконструкцию и модернизацию восьми хранилищ (еще и в Ветке, Лельчицах, Дзержинске, Клецке, Любани, Несвиже и Слуцке). Ведь большинство хранилищ райпо построены в 1960—1970-е годы, многие из них уже требуют технического переоснащения, чтобы можно было создать оптимальные условия для хранения. И на эти цели за пять лет  только организациями потребительской кооперации было потрачено более 20 млрд рублей.

Яблочный вопрос

Сплит-системы используются и при хранении яблок, которые не любят перепадов влажности. Правда, в том, что к весне белорусские яблоки чаще всего имеют печальный вид, виноваты не только условия хранения. По мнению заместителя директора по научной работе Института плодоводства НАН Беларуси Анатолия КРИВОРОТА, причина кроется еще и в особенностях сортов самих яблок.
Скажем, яблоки, которые заготавливаются у сельских жителей, до весны точно не долежат. У сельчан сады заложены еще старыми “нележкими” сортами. Даже антоновка может сохранить товарный вид в лучшем случае до января, коштеля — до февраля. Сорта с длительным сроком хранения (“имант”, “белорусское сладкое”, “поспех” и др.) могут храниться и до следующего урожая, их сейчас выращивают в основном специализированные предприятия и фермерские хозяйства.
Но чтобы яблоки сохранились как можно дольше, даже эти зимние сорта нужно собирать в съемной степени зрелости, закладывать на хранение при определенной температуре и все время поддерживать ее на уровне, близком к нулю. Анатолий Криворот уточнил, что соблюдение этих правил гарантирует сохранность яблок на 50 процентов. Дальше уже помогают послеуборочная обработка и хранение в газовой среде. Например, в хранилище яблоки можно обработать специальным препаратом фитомаг, который задерживает их дальнейшее созревание. А если их хранить в регулируемой газовой среде, в которой у яблок подавляется дыхание и они впадают “в спячку”, то фрукты и вовсе могут пролежать в течение одного-двух лет. Импортные яблоки, которые мы покупаем после нового года в наших магазинах, хранятся именно в таких хранилищах. В Беларуси такие условия созданы для хранения уже 15 тысяч тонн яблок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter