Каждая строптивая семья в Щорсах несчастлива по-своему

Дети бегут не из дома, а от социально опасного положения, в которое их ставят родители
УЖЕ в марте, после того как в Правительстве согласуют положения Указа о дополнительных мерах поддержки семей, первые многодетные родители получат семейный капитал в 10 тысяч долларов. Воспользоваться деньгами можно будет лишь тогда, когда третий или последующие дети достигнут совершеннолетия. «Подушка безопасности» нужная, но для начала необходимо как минимум поднять ребенка на ноги, воспитать, привить жизненные ценности. Справиться с этим, как показал рейд по неблагополучным семьям Щорсовского сельсовета Новогрудского района, некоторым родителям, имеющим и одного ребенка, не под силу. Мешают алкоголь, праздная жизнь, строптивый характер…


Социальные работники проверяют семью Жданов.

СЕМЬЯ Жданов из агрогородка Щорсы — немногодетная. У супругов Сергея и Светланы двое детей. Девятиклассник Миша и восьмиклассница Настя. Три года назад семья переехала в Щорсы из Кореличского района. От СПК «Щорсы», куда Сергей и Светлана устроились операторами машинного доения, Жданам выделили благоустроенную трехкомнатную квартиру. Дети начали ходить в местную школу, записались в спортивные секции… Но через год после спокойной жизни к Жданам стали мчатся «скорая», милиция, соцслужба. Что случилось, какие страсти кипят за внешне благополучным фасадом?

Отец проверил дневник дочери: «Почему оценок так мало? Почему плохо учишься?» Настя в ответ огрызнулась. Слово за слово — скандал. Заступаться за дочь начала мама. И вот уже сцепились родители, припомнили друг другу былые обиды. Ссора переросла в потасовку. Еще полчаса криков и драки — и на «скорой» увозят хозяина дома. 2 мая 2013 года семью поставили на учет: как оказалось, дети в ней находятся в социально опасном положении. 30 декабря 2014 года, впрочем, семью с учета сняли. Комиссия провела работу с детьми и родителями. Ситуация пошла на поправку. Но социальные работники, представители сельсовета и школы к Жданам время от времени заглядывают — на всякий случай. 

Заглянула к ним и я.

ДВЕРЬ открывает глава семьи. Мама на работе, дети дома. В квартире скромно, но чисто. Готовится обед, на второе голубцы. Социальный педагог Щорсовского учебно-педагогического комплекса детский сад-средняя школа Николай Антончик интересуется: не ругаются ли супруги? Сергей говорит:

— Никаких конфликтов нет. С детьми ладим, оценки сами после школы бегут показывать. Но больше всего они у нас спорт любят, как папа. Я раньше в футбол играл…

Дети наперебой рассказывают мне о своих спортивных успехах. Судя по всему, в семье достаточно комфортная психологическая обстановка. В комиссии говорят, что поводов для беспокойства нет.

В этом же доме — еще одна неблагополучная семья. Она на учете стоит не в первый раз. Супруги, воспитывающие троих детей, пристрастились к алкоголю, за что были лишены родительских прав. Мамаша не особо расстраивалась, укатила в Минск. Отец одумался, с алкоголем завязал. Детей из приюта забрал, нашел другую женщину, принял в свою семью и ее ребенка. Только вот на этот раз общий язык не нашла с мачехой его родная дочь: вместе с соседской девочкой ночью убежала из дому. Вся деревня поднялась на поиски. Разыскали школьниц в соседнем районе. Постепенно страсти, как в каком-нибудь бразильском сериале, в семье улеглись.

Или вот такой случай. Двоих детей у одних местных горе-родителей, моривших потомство голодом, прямо перед новым годом забрали в отделение социального приюта. Дали супругам два месяца на исправление, но… В доме шаром покати, родители — в пьяном угаре…

 Управляющая делами Щорсовского сельсовета Людмила Козляк знакомит меня с печальной статистикой:

— Сейчас в нашем сельсовете на учете состоят пять семей, в которых воспитываются восемь несовершеннолетних детей в социально опасном положении. Но еще два года назад был настоящий бум — помощь требовалась 15 детям! Такого прежде никогда не было. После проведенной работы многие семьи с учета сняты. Посмотрим, что дальше будет.

Методист районного учебно-методического кабинета отдела образования, спорта и туризма Новогрудского райисполкома Юлия Шелк, которая занимается вопросами охраны детства, поясняет:

— В течение 2014 года мы поставили 113 несовершеннолетних из 77 семей на учет из-за социально опасного положения, а сняли с учета 140 несовершеннолетних из 89 семей.

ВПРОЧЕМ, есть даже в том же Щорсовском сельсовете и совершенно другие примеры. Людмила Козляк говорит, что семей таких немало:

— И часто это именно многодетные. Например, Юрий и Галина Романюки воспитывают четверых детей, а Александр и Наталья Лазуки семерых! И прекрасная в семьях обстановка. Дети растут в любви, окруженные заботой и вниманием. 

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter