Приведу типичную ситуацию. В подъезде жили две семьи с примерно одинаковыми доходами. У одной в трехкомнатной квартире родители, замужняя дочь и женатый сын. С малышами набирается восемь человек. Постоянно жалуются, что тесно. Но при этом палец о палец не ударили для изменения ситуации к лучшему.
Их соседи сразу после того, как дети обзавелись семьями, созвали домашний совет. И решили: квартиру продать, старшее поколение купит скромную двушку. Полученную разницу отдали детям. Пожилые и молодые, плюс сваты взяли кредиты, чтобы приобрести еще две маленькие однокомнатные квартиры. Банковские займы — штука нелегкая, ежемесячно приходится отстегивать приличные суммы. Зато все довольны. Мечтают лет через десять расплатиться, а затем думать о расширении.
А что же государство? Оно четко обозначило свою позицию: помогать решать жилищную проблему прежде всего многодетным семьям. И не только. На днях Правительство решило дополнительно выделить 50 миллионов рублей на финансирование жилищного строительства. Кредиты выдадут нуждающимся в улучшении жилищных условий под половину ставки рефинансирования Нацбанка — 7,5 процента. Очень привлекательные условия! Это позволит дополнительно возвести 75 тысяч квадратных метров жилья.
Но и это еще не все. Государство намечает изменить подходы к финансированию строительства с господдержкой. Суть такова. Сегодня банк выдает льготный кредит, а бюджет покрывает разницу в процентах. При новых подходах коммерческие банки предложат человеку заемные средства под строительство жилья на общих основаниях, а государство начислит ему субсидию. Это позволит привлечь в строительство жилья с господдержкой дополнительные ресурсы. Теперь только два банка кредитуют строительство с господдержкой. При новых подходах это смогут делать все. Обострится конкуренция, борьба за клиента, улучшатся условия выдачи денег, упадут процентные ставки. Замечательно! Вот только вопрос: как скоро это произойдет?
Вернемся к нашему условному подъезду. Допустим, вторая семья полагает, что ей, как и многим другим, не по силам реализовать вариант, взятый на вооружение соседями. Нужны ли какие-то корректировки в жилищной политике?
Не один год идут разговоры об ипотеке. Существует законодательная база в этой сфере. Она в некотором роде реализуется при возведении жилья с господдержкой. Помещения, построенные по льготным кредитам, находятся в ипотеке, пока человек не рассчитается за полученные кредиты. Настала пора переходить к новому этапу — созданию полноценного механизма ипотечного кредитования, когда любое жилье сможет находиться в залоге до полного расчета за него. Но для этого нужно форсировать создание Национального агентства по ипотеке.
Пора совершенствовать и систему жилищно-строительных сбережений. Каждому человеку необходимо предложить понятную и доступную методику, которая позволит лет за семь накопить некоторую сумму денег на минимальное число квадратных метров. Остальное даст в кредит банк, но дешевле, чем на общих основаниях.
Требуют изменения и подходы к индивидуальному строительству. За короткое время, например, за 3 года, возвести полноценный дом бывает сложно из-за нехватки денег. Так почему бы не предусмотреть метод так называемых нескольких пусковых комплексов. Сначала человек строит маленький домик и начинает там жить. Потом постепенно присоединяет к нему дополнительные блоки. Нужно только, чтобы такое «лего-строительство» разрешалось юридически уже на стартовом этапе возведения дома.
gedroiz@sb.by