Каждая покупка — в радость?

На вопросы читателей “НГ” отвечает министр торговли Беларуси Александр Иванович ИВАНКОВ

(Окончание. Начало в № 243—245, 247)
Убытки — пополам
— Почему розничные цены при увеличении изготовителями отпускных цен свыше установленного уровня должны быть отрегулированы за счет снижения торговых надбавок? Получается, что и экономические потери, и ответственность несут предприятия торговли, а производители как бы ни при чем. Например, письмом Минэкономики от 26.10.2007 г. № 12-05-10/5857 “О ценах на мясо птицы” установлены такие предельные розничные цены на мясо цыплят-бройлеров, что торговля работает себе в убыток.
С.И.СТАТКЕВИЧ, директор ОАО “Общепит “Школьник”, г. Барановичи
— Вопросы регулирования торговых надбавок (скидок) в сфере обращения находятся в компетенции Министерства экономики. Постановлением Минэкономики от 18 июня 2003 г. № 129 “О торговых надбавках на продовольственные товары” розничные торговые надбавки на социально значимые товары, в том числе на мясо птицы, утверждены в размере 22 процента. При этом в целях обеспечения заданного уровня инфляции с 23 октября 2007 г. Минсельхозпрод снизил на 8,5 процента отпускные цены на мясо цыплят-бройлеров.
Исходя из установленных предельных торговых надбавок на мясо птицы и ставки НДС, предельно допустимые розничные цены на мясо цыплят-бройлеров при реализации в торговой сети составляют 6690 и 6050 рублей за килограмм в зависимости от категории. Увеличение розничных цен на мясо цыплят-бройлеров осуществляется в рамках установленных параметров инфляции — 0,5 процента в месяц.
На кассе почти всегда обманут...
— Почти каждый раз, когда я делаю покупки, на кассе с меня берут больше денег, чем написано на ценнике данного товара в торговом зале... Иду к заведующей, говорю об этом, она говорит кассиру отдать мне разницу, та отдает.  В следующий раз все повторяется. А когда я прошу Книгу замечаний и предложений, то мне ее не дают, предлагая написать на листике. Особенно молодые девушки-кассиры любят брать с покупателей лишние деньги.
Постоянный подписчик “НГ”, г.Минск
— Предъявление счета за покупку большего, чем реальная стоимость товара, классифицируется как обман потребителя, за что предусмотрено наложение штрафа от 2 до 25 базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Вы абсолютно правильно поступаете, когда требуете Книгу замечаний и предложений, которая предъявляется по первому требованию гражданина. Кроме того, запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания (предложения). Если в будущем вам откажут в выдаче Книги замечаний и предложений, пошлите свое заявление в налоговую инспекцию того района, на территории которого находится магазин. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 и статье 9.24 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь за невыдачу Книги замечаний предусмотрена серьезная ответственность — наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин. Кроме того, Декретом предусмотрено, что в случае систематического (три и более раз в течение календарного года) нарушения требований законодательства при ведении Книги замечаний и предложений лицензирующий орган на основании представленной информации о наложении взысканий обязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев.
Хватит суши-баров вместо кафетериев
— На магазине возле ЦУМА появилось объявление, что его закрыли на реконструкцию. И теперь мы с друзьями опасаемся, что ликвидируют дешевый кафетерий, в который мы заходили выпить кофе. Конечно, напротив есть “Лидо” — очень хорошее кафе, но там в три раза дороже... Нельзя ли сохранить этот кафетерий, а не открывать на его месте суши-бар, как пошла теперь мода в Минске? Почему вообще дешевый общепит в столице заменяют дорогим?
Олег и Вова, студенты
— В Минске развитие общественного питания осуществляется за счет  открытия объектов 1-й и 2-й наценочных категорий, отличающихся современным интерьером,  ассортиментом продукции собственного производства, в том числе и кафетериев. Их сегодня в столице по оперативным данным 108.
Кафетерии являются объектами 2-й наценочной категории, то есть на реализуемую продукцию в них применяется 70-процентная наценка, как и в других объектах этой наценочной категории: столовых, кафе, закусочных.
В универсаме “Столичный” после реконструкции планируется открыть   разнообразную сеть объектов общественного питания, в том числе и объекты быстрого обслуживания с белорусской кухней, кафетерий, кулинарный цех, ориентированные в первую очередь на сохранение доступных для населения цен. В настоящее время  ведется  разработка проектной документации на реконструкцию объекта.
Поможет ли новый закон потребителю?
— Говорят, сейчас готовится новый закон о правах потребителей. Что в нем будет интересного? Например, поможет ли он в ситуации, когда я прошу вернуть мне деньги за сапоги, поскольку в них отломался каблук, а мне упорно навязывают ремонт, и я не знаю, что делать?
И.К., Любанский р-н
— Да, действительно подготовлен проект новой редакции Закона “О защите прав потребителей”, в котором для дополнительной гарантии прав потребителей предлагается ввести ответственность поставщиков и гарантийных мастерских за качество реализуемых товаров и услуг, распространить требование национальных стандартов в части гарантийных сроков на товары иностранного производства, расширить перечень информации, обязательной для предоставления потребителю и т.д.
Но хотелось бы заметить, что и действующий закон позволяет потребителю должным образом защитить свои права. К примеру, он запрещает продавцу или изготовителю решать за потребителя, каким правом воспользоваться при продаже некачественного товара — вернуть деньги или потребовать ремонта: такое решение потребитель принимает сам. Если же ваши права нарушены, обратитесь в исполком вашего района или в общество защиты прав потребителей, и вам обязательно помогут.
Супермаркеты и пенсионеры
— Хочу обратить ваше внимание, что в минских супермаркетах нет скидок для пенсионеров. Сделали ли бы подарок малоимущим людям хотя бы раз в месяц или в квартал...
Неонила Федоровна, Минский район, пос. Лесное
— Ваше желание мне, конечно, понятно. Однако по белорусскому законодательству такие вещи определяет собственник — даже министр не может обязать его сделать скидку.
В то же время следует отметить, что сегодня в торговой розничной сети республики почти повсеместно применяется система предоставления скидок — в предпраздничные дни, в определенные часы работы магазина, для определенных категорий граждан и так далее.
Вероятно, собственники магазинов в Минском районе не хотят или пока не могут продавать товары со скидками отдельным категориям граждан. Вместе с тем мы поручим органу управления торговлей Минского райисполкома изучить передовой опыт в этой сфере и постараться использовать его на практике.
Маркировка — по-прежнему мелким шрифтом
— Уже несколько месяцев в Беларуси действует новый ГОСТ на маркировку продуктов питания, но разницы я пока не вижу: шрифт по-прежнему мелкий, срок годности сметаны пропечатан так, что не разобрать. Это что, у нас бывают ГОСТы, которые не выполняются?
Николай, г. Минск
— В государственных стандартах, в том числе СТБ 1100-2007, четко обозначены требования к маркировке товара. Специально оговорено, что маркировка должна быть хорошо видимая, легкочитаемая, наименование, информация об отличительных состояниях, количестве товара должна наноситься шрифтом высотой не менее 2 мм. С 1 октября 2007 года запрещается маркировка даты изготовления и срока годности товара в виде просечки и тиснения. Эти требования должны исполняться производителями и продавцами неукоснительно. Так что, если вам известны конкретные факты нарушений, сообщите о них в органы Госстандарта или Минторга, и меры по устранению нарушений будут обязательно приняты.
Телереклама — слишком громкая
— Почему реклама по телевизору не стала тише после 1 ноября, как нам обещали?
Валентина, домохозяйка
— Действительно, в новом Законе о рекламе, который вступил в силу с 22 ноября текущего года, установлен запрет на превышение уровня звука рекламы над средним уровнем звука транслируемой программы. Разработаны соответствующие методики измерений, и в ближайшее время будет проведен тематический мониторинг. В случае выявления нарушений телекомпании будут привлекаться к административной ответственности.
Инструкция для аспарагуса
— Когда вы запретите, наконец, торговлю цветами в горшках без паспорта растения? Продавец, конечно, все расскажет, что это за цветок и как за ним ухаживать, но ведь я забуду, пока дойду домой. Согласитесь, даже на такую простую вещь, как закаточная машинка стоимостью всего 10 тысяч рублей, покупателю выдают техпаспорт. Но если ты покупаешь вазон за 50 тысяч рублей, то к нему почему-то не прилагается инструкция.
Ирина, г.Лида
— Законодательством предусмотрено обязательное указание на товаре информации о названии, основных потребительских свойствах товара и правилах ухода за ним. Это требование должно соблюдаться и при продаже цветов, маркировка которых может быть размещена на листке-вкладыше или иным способом. Другое дело, что данное требование не соблюдается... Мы обязательно возьмем поднятый вопрос на контроль, чтобы навести порядок и в этом сегменте рынка.
Гипермаркет на европейском уровне
— В Минске открылось столько крупных магазинов, что я просто теряюсь, куда мне ехать в выходной, чтобы “затариться” на неделю. Есть ли между ними отличия, и вообще какие из гипермаркетов, по вашему мнению, уже достигли западного уровня?
Елена, г.Минск
— Сегодня в столице успешно работают такие гипермаркеты, как “Гиппо” иностранного предприятия “БелВиллесден” с торговой площадью 5770 кв. метров, “ProStore” совместного закрытого акционерного общества “ПросторМаркет” с торговой площадью 6200 кв. метров, “Корона” — филиал общества с ограниченной ответственностью “Табак-Инвест” с торговой площадью 5100 кв. метров, супермаркет “Престон” торгового центра “Максимус” совместного общества с ограниченной ответственностью “Торгоптима”, экономсупермаркет “На недельку”. В Минском районе — гипермаркет “Вigzz” иностранного частного торгового унитарного предприятия “Баниар”.
Гипермаркеты привлекают покупателей в первую очередь разнообразием ассортимента (60—80 тысяч наименований); более низкими ценами на многие товары; большим выбором пищевых полуфабрикатов и кулинарных изделий, которые обычно производят на внутренних мини-производствах (булочно-кондитерский цех, цех мясных полуфабрикатов, кулинарный цех, пекарня); хорошим технологическим оснащением торгового зала; наличием большого количества кассовых терминалов с современными системами сканирования; бесплатной автостоянкой; детскими игровыми комплексами и детской комнатой; кафе и другими местами отдыха для посетителей.
Что касается вопроса, какой из гипермаркетов лучший, то каждый покупатель должен решить это для себя сам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter