«Кавказская пленница»: 50 лет смеха

Любимой комедии жителей постсоветского пространства старость не грозит. В свои пятьдесят она так же молода и задорна, как и в 1967 году. «ТН» вспоминает о том, как снимали легендарный фильм.
На главную женскую роль — студентки Нины — пробовались самые популярные красавицы того времени. Но режиссер отдал предпочтение неизвестной 19-летней артистке цирка Наташе Варлей (с Юрием Никулиным и Георгием Вициным).

Пусть люди смеются

1967 год. У советских людей появилась возможность у себя дома смотреть кино в цвете: налажен выпуск первого серийного цветного телевизора «Рубин 401». И наверное, второе по значимости событие года — на экраны кинотеатров вышла комедия всех времен «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Число посмотревших эту картину значительно превысило рекорд, установленный предыдущей комедией Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Кажется, нет в нашей стране да и на всем постсоветском пространстве взрослого человека, который не знал бы сюжета «Пленницы». Студент-филолог Шурик приезжает на Кавказ на фольклорную практику, чтобы собирать образцы устного народного творчества. Однако вскоре он оказывается втянутым в похищение красавицы Нины, комсомолки и спортсменки. Осознав ошибку, Шурик вступается за честь девушки… Ну, вы и так в курсе.

Близкие Леонида Гайдая знают: режиссер всегда грезил о серьезном жанре, о мелодраме. Тем не менее он вновь и вновь обращался к комедии. И радовался как ребенок, когда видел: зритель смеется над его фильмами. Гайдай не раз говорил жене, актрисе Нине Гребешковой: «Люди и так тяжело живут, пусть хоть немного посмеются».

А ведь в какой-то момент «Кавказская пленница» была названа киношным начальством второсортным фильмом, который вряд ли стоит выпускать на экраны. Спасибо генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу — именно с его легкой руки картина вышла в прокат. Брежнев одним из первых посмотрел фильм, и он ему понравился.

Леонид Гайдай всегда мечтал о серьезном жанре, о мелодраме. Тем не менее он вновь и вновь обращался к комедии. И радовался как ребенок, когда видел: зритель смеется над его фильмами

Я тебя породил, я тебя и убью!

Зрители даже не догадывались, что знаменитую троицу — Вицина, Моргунова и Никулина — они видят в последний раз. До этого над ними хохотали в «Самогонщиках», в фильмах «Пес Барбос и необычный кросс» и «Операция «Ы». «Кавказская пленница» поставила крест на этом комедийном трио.

Максим Никулин, сын Юрия Владимировича Никулина, вспоминал в одном из телеинтервью: «Съемки еще не закончились, а Гайдай уже говорил, что это последнее кино, в котором он снимает эту тройку: она себя исчерпала. И история показала, что он прав». Были потом попытки использовать их в фильмах «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова, «Семь стариков и одна девушка» Евгения Карелова и в других картинах, но это уже было совсем не то. Так хорошо снять эту тройку мог только Гайдай. Он как бы сказал: «Я тебя породил, я с тобой и покончу!»

Первоначально фильм назывался «Шурик в горах». В отличие от прежних работ Гайдая, это был не сборник новелл, а полнометражная картина, и ее центральный сюжет — похищение девушки. На самом деле сюжет этой комедии отчасти основан на реальных событиях. Режиссер случайно прочел в газете заметку, в которой говорилось о том, что приехавшую отдохнуть на Кавказ девушку пытались купить за стадо баранов: какой-то начальник положил глаз на очаровательную курортницу. «Комическая ситуация, — решил Гайдай. — Надо это экранизировать».

Гайдай сам придумывал трюки в комедии (Георгий Вицин и Юрий Никулин)

Капризное трио

Сценарий утвердили быстро. И, воодушевленные одобрением редакционной коллегии, сценаристы Яков Костюковский, Морис Слободской и режиссер Леонид Гайдай отправились на поиски места, где будут проходить съемки. Действие фильма разворачивается в горах Кавказа, но решено было снимать в Крыму.

Ходили слухи, что Гайдай слукавил и остановил свой выбор на этих местах не только из-за красивых пейзажей, но и для того, чтобы быть поближе к морю: должна же съемочная группа где-то отдыхать. Правда, ни одного кадра моря в картину так и не вошло, а вот узкие улочки Алушты на экран попали. Кварталы этого курортного городка остались в памяти многих советских зрителей. В массовых съемках из местных жителей не принял участие только ленивый.

Но прежде чем приступить к съемкам, нужно было выбрать актеров. И здесь режиссера ждали сложности. Долго раздумывала, сниматься или нет, как раз та самая троица — Вицин, Моргунов и Никулин. История про студента Шурика казалась им притянутой за уши. Но из уважения к режиссеру они все же дали согласие на съемки.

Съемки еще не закончились, а Гайдай уже говорил, что это последнее кино, в котором он снимает тройку — Трус, Балбес и Бывалый: она себя исчерпала (Александр Демьяненко,  Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин и Фрунзик Мкртчян)

Не удалось на этот раз избежать и конфликтов на съемочной площадке. Невероятно популярные после прежних фильмов актеры не всегда могли найти общий язык с режиссером. Труднее всего пришлось с Евгением Моргуновым: Гайдай отстранил его от работы в разгар съемочного процесса. Он даже сказал, чтобы Моргунова отправили в Москву: мол, будет снимать дублера.

А дело было так. Нередко Гайдай на большом экране смотрел отснятые эпизоды. К таким «домашним» просмотрам он допускал не всех — только самых доверенных сотрудников. Однажды во время очередного сеанса в зал пришел Моргунов, но не один, а в компании двух подвыпивших девиц. Ему сделали замечание: «Женя, ты зачем привел посторонних? Неудобно, мы и так сами просим разрешения режиссера». А он громко так отвечает: «Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини!» И все, как отрезало! Для Гайдая Моргунов закончился как актер.

Правда, артист потом долго извинялся перед Гайдаем, и режиссер позволил ему остаться в «Кавказской пленнице». Хотя дублера все-таки на роль Бывалого привлек. Например, в одной из сцен, когда в дом заносят холодильник, участвует местный житель Иван Григорьевич Иванченко, которого зрители видят только со спины. Он и стал на некоторое время дублером Моргунова. После того неприятного случая Леонид Иович больше в свои фильмы Моргунова не приглашал, хотя Юрия Никулина и Георгия Вицина продолжал снимать.

Первоначально фильм назывался «Шурик в горах» (Наталья Варлей и Александр Демьяненко)

Цитаты из фильма

Врач: Белая горячка.
Товарищ Саахов: Да, белый, горячий, совсем белый.
Врач: Вы не волнуйтесь, через три дня поставим на ноги.
Товарищ Саахов: Э-э-э, нет, торопиться не надо.

Товарищ Саахов: Слушай, обидно… Клянусь, обидно, ну… ничего не сделал, да, только вошел…
Джабраил: Молодая еще, капризная.
Товарищ Саахов: Какой капризная? Хулиганка! В общем, так, у меня теперь из этого дома есть только два пути: или я ее веду в ЗАГС, либо она меня ведет к прокурору.

Эдик: Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!

Шурик: Минуточку, минуточ-ку… Будьте добры, помедленнее. Я записываю…

Шурик: Простите. Часовню тоже я развалил?
Начальник отделения милиции: Нет, это было до вас, в XIV веке.

После выхода фильма на экраны Наталья Варлей не знала отбоя от поклонников. Но первыми ее почитателями все же были Шурик, ослик и старенькая «скорая»

Кто говорит и поет за Варлей?

Наиболее сложными оказались поиски актрисы на главную женскую роль — студентки Нины. Пробовались самые известные красавицы того времени: Наталья Селезнева, Наталья Кустинская, Лариса Голубкина и Марианна Вертинская. Но режиссер отдал предпочтение неизвестной 19-летней артистке цирка Наташе Варлей.

Она потом вспоминала: «Гайдай в жизни был человеком серьезным и замкнутым. У него было удивительное чувство юмора, но я его боялась и не понимала этого чувства юмора».

Тогда юная красавица и представить себе не могла, что после выхода картины на экраны ей будут подражать миллионы советских женщин. Она прекрасно танцевала, красиво двигалась, и многие девушки копировали даже ее прическу и манеру одеваться.

Кстати, главную песню фильма, написанную Александром Зацепиным, автором музыки ко многим картинам Гайдая, исполняет не Варлей, а певица Аида Ведищева. Наталья Варлей даже говорит в картине не своим голосом: ее героиню озвучивала Надежда Румянцева — знаменитая Тося из фильма «Девчата». Как это ни парадоксально, но спустя много лет сама Варлей будет озвучивать героинь сериалов Мексики и Аргентины.

Юрий Никулин и Наталья Варлей в перерывах между съемками

Роковая роль Шурика

На роль главного героя, студента Шурика, тоже было немало претендентов — более 40 актеров. Среди них: Валерий Носик, Андрей Миронов, Олег Видов, и даже Евгений Петросян. Поначалу главного героя гайдаевских фильмов, студента, звали Владик Арьков. Но еще во время съемок «Операции «Ы» ему дали новое имя — Шурик. Так и появились «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». А вслед за этим фильмом и «Кавказская пленница».

Сегодня в этой роли невозможно представить себе никого другого, кроме Александра Демьяненко. Из жгучего брюнета Александра Сергеевича пришлось перекрасить в блондина. Жена артиста рассказывала, что его волос не щадили. Гримеры красили его до волдырей на коже, но он стойко переносил испытания. И не только эти. К примеру, непросто дался ему эпизод с рогом. Чтобы снять сцену, в которой Шурик пытается оторвать рог у быка («Отдай рог! Отдай рог, я тебе говорю!»), сделали не меньше десяти дублей. И в конце концов бык так разбушевался, что увести его со съемочной площадки удалось с трудом.

В судьбе Александра Демьяненко успех «Кавказской пленницы» сыграл роковую роль. С одной стороны, артист стал невероятно популярен. Но с другой — страдал от того, что в глазах зрителей превратился исключительно в комедийного актера. Александр Сергеевич так и остался заложником образа студента-ботаника, хотя мечтал о серьезных драматических ролях.

Демьяненко много снимался, но после «Кавказской пленницы» по-настоящему интересных ролей ему уже не предлагали. С театром тоже не сложилось, он все больше выступал в антрепризах. В середине 1980-х устроился на службу в Театр комедии имени Акимова, но в начале 1990-х ушел и оттуда. Получилось это как-то нелепо: один из руководителей театра ему сказал, что не очень-то знает актера Демьяненко. Каково это слышать артисту, обладающему колоссальной славой? Вот он и обиделся, покинул театр — ранимый был человек. Демьяненко скрывал, что у него больное сердце, а эта история подкосила его. Он умер в возрасте 62 лет.

«Могу я видеть прокурора?» — «Можете. Где у нас прокурор?» — «В шестой палате, где раньше Наполеон был» (Нина Гребешкова, Петр Репнин и Александр Демьяненко)

Импровизация — наше все

На съемочной площадке Гайдай всегда позволял актерам импровизировать. Некоторые эпизоды на ходу придумывал и сам режиссер. Например, тот, в котором Никулин чешет ступню, полностью придумка Леонида Иовича: это он чешет ногу Юрия Владимировича. Гайдай высоко ценил в актерах творческую непокорность. Специально для ее поощрения он даже подготовил ящик с шампанским: за каждую импровизацию и придуманный трюк он вручал отличившемуся бутылку. Владимир Этуш признавался, что несколько раз получал из рук режиссера такой презент. Взять хотя бы эпизод, когда товарищ Саахов собирается с подносом войти в комнату, где сидит под замком комсомолка Нина. Владимир Абрамович в одном из телеинтервью вспоминал: «Я вошел в кадр и понял, что шляпы не должно быть. Я сказал: «Шляпу сними!» И тогда Гайдай подхватил: «Давай это оставим в кадре».

В «Кавказской пленнице» вообще много творческих находок. И одна из них — роль товарища Саахова в исполнении Этуша. «Я брал какие-то примеры из образов, которые я уже наиграл ранее, — вспоминал Владимир Абрамович. — Почему меня взял Гайдай? Потому что я владел восточным акцентом и понимал, что такое восточный человек».

Некоторые критики предположили, что этот образ был списан со Сталина: та же манера говорить и френч, похожий на сталинский. Действительно похож. Но это не значит, что авторы хотели воплотить на экране образ вождя. Изначально фамилия у героя Этуша была не Саахов, а Охохов. Но в Министерстве культуры обнаружился руководящий работник с такой же фамилией, и ее попросили изменить. Герой Этуша уже стал Сааховым, и тут, как назло, нашелся чиновник и с такой фамилией — и не где-нибудь, а в партийной организации «Мосфильма». Неожиданно в защиту этой фамилии выступила Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры. Она заявила: «А если бы он был просто Ивановым? Оставляйте все как есть».

Реплику «Шляпу сними!» придумал сам Владимир Этуш — это была импровизация (с Фрунзиком Мкртчяном)

76 млн зрителей — впечатляет!

В чем же секрет успеха гайдаевских фильмов? Наверное, талант режиссера заключался в том, что он умел преподнести, казалось бы, совершенно серьезные ситуации с иронией. Нина Гребешкова рассказывала, что уже на этапе съемок он понимал, для кого снимается та или иная шутка, — чувствовал потенциальную аудиторию. «Он, например, говорил себе во время монтажа: это для детей. А дальше у него шли шутки для рабочего класса, потом юмор для «гнилой интеллигенции». Все потому, что он не терпел тишины. Когда все затихает, все умирает, а ему было нужно, чтобы все непрерывно смеялись», — вспоминала актриса.

И только цензура была беспощадна к некоторым шуткам. Но по счастливой случайности многие неоднозначные афоризмы из «Кавказской пленницы» не вырезали. Осталась в картине и довольно крамольная по тем временам фраза: «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии». Вначале ее должен был произнести герой Фрунзика Мкртчяна, дядя Нины, а по совместительству и главный руководитель похищения товарищ Джабраил. Киноначальники запротестовали, но Гайдаю так жалко было вырезать из фильма эту шутку, что он решил отдать ее герою Юрия Никулина — Балбесу: он же Балбес, что с него возьмешь?

К счастью, все закончилось хорошо: картина пришлась по душе советскому народу, и Гайдай предложил руководству Госкино снять продолжение. Во второй серии все отрицательные герои должны были попасть в заключение, причем на образцово-показательную зону. Но идею режиссера начальство не поддержало.

Только за первый год проката «Кавказскую пленницу» посмотрело больше 76 млн зрителей! Картина стала по-настоящему народной. И остается таковой по сей день.

Гайдай предложил руководству Госкино снять продолжение. Но идею режиссера начальство не поддержало (Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш, Юрий Никулин, Евгений Моргунов)

Цитаты из фильма

Шурик: Птичку жалко!

Трус: Жить, как говорится, хорошо!
Балбес: А хорошо жить еще лучше!

Товарищ Саахов: Аполитично рассуждаешь, клянусь, честное слово!

Балбес: Это… как его? Волюнтаризм.
Джабраил: В моем доме не выражаться!

Балбес: Бамбарбия… Кергуду…
Шурик: Что он сказал?
Джабраил: Он говорит, если вы откажетесь, они вас зарежут. Шутка!
Балбес: Шутка!

Балбес: Короче, Склихасовский!

Нина: Ошибки надо не признавать, их надо смывать. Кровью!

Трус: Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!

Тамара ОСИПОВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ

Фото: Global Look Press, Архив/ТАСС, Legion Media, Fotodom
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter