Каток глобализации

Восточнославянские народы идут по пути дезинтеграции, а не интеграции, считают белорусские ученыеКаковы наиболее вероятные сценарии развития политических событий на европейском пространстве? Какова судьба и перспективы развития восточнославянских народов в глобализирующемся мире? Ответы на эти и другие вопросы белорусские ученые изложили в коллективной монографии «Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов», которая была издана в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. Книга, по отзывам рецензентов, не имеет аналогов в белорусской философской науке новейшего времени. Корреспондент «СВ» встретился с доктором философских наук, профессором Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Чеславом КИРВЕЛЕМ, под научной редакцией которого была издана данная коллективная монография.

– Чеслав Станиславович, как бы вы, с точки зрения ученых-философов, обрисовали  контуры мировой политической архитектуры будущего?
– Развернувшиеся на нашей планете глобализационные процессы направили вектор развития экономической, политической и социокультурной жизни в целом в сторону создания «больших пространств».
Но это совсем не означает, что объективно для развития современных хозяйственных структур нужен непременно «весь мир», вся наша планета. Поэтому, если исходить не из модного нынче мифа о всепроникающей и всепобеждающей глобализации, а из реальности, совершенно очевидно, что идет процесс формирования самодостаточных региональных центров  развития и силы, объединяющих в себе группу стран. Наиболее ярким примером подобного рода региональной интеграции могут служить страны Западной Европы, некоторые государства Юго-Восточной Азии. В последнее время тенденция к региональной интеграции стала рельефно проявляться и в Латинской Америке. Импульсивное и весьма обостренное стремление к политической консолидации, которое далеко не всегда сопровождается экономической интеграцией, присуще некоторым лидерам, общественным и религиозным деятелям исламского мира.
Другое дело, что США и их союзники пытаются навязать этим интеграционным процессам свою направленность развития. По сути, США стремятся сконструировать собственную систему глобальной регуляции мировой экономики. Но если раньше основными элементами геоструктуры мира являлись национальные государства, то сегодня таковыми все в большей мере начинают выступать региональные центры развития и силы, коалиция государств, группирующихся, как правило, вокруг каких-либо наиболее мощных региональных государств-гигантов. Это происходит потому, что в условиях ужесточения экономической и политической конкуренции в мире подавляющее большинство государств могут сохранить свой суверенитет и свою политическую субъективность только в союзе с другими государствами. Благо сегодня наряду с существованием огромного количества стран, утративших способность к самостоятельному развитию, так называемых падающих или несостоявшихся государств, выявился и целый ряд крупных государств, которые, несмотря на свое прошлое и даже нынешнее отставание от мировых лидеров, быстро создают предпосылки для перехода на более высокую ступень в мировой иерархии. Они соответственно начинают активно воздействовать на процесс формирования нового миропорядка, новой геоструктуры мира, активно вовлекая в зону своего влияния соседние государственные образования. Эти государства принято называть «восходящими странами-гигантами». Пальма первенства среди этих стран, безусловно, принадлежит Китаю, масштабы территории, численность населения и темпы роста которого в своей совокупности просто беспрецедентны. К данной группе государств наряду с Китаем можно отнести Индию, Бразилию и Россию. Появилась даже особая аббревиатура, состоящая из начальных букв в названии данных государств: БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай.
Таким образом, сегодня берет верх не принцип тотальной глобализации, а принцип регионализации мира.
– Какова же, на ваш взгляд, судьба восточнославянской цивилизации в контексте данных глобальных перемен?
– Нам, восточным славянам, надо прежде всего хорошо уяснить, что все же представляет собой современный мир, в каком направлении и как движется современная цивилизация. Это  необходимо для того, чтобы в очередной раз не сделать тупиковый выбор, не попасть в очередную историческую западню.
К сожалению, славянский мир вступил в третье тысячелетие раздробленным и обессиленным, подверженный внутренним распрям и разрушительному внешнему давлению. Резко сужается территориальное жизненное пространство славянских народов, сокращается их численность, на глазах слабеет их экономический и оборонный потенциал. По сути дела, сегодня идет деславянизация мира. И самое печальное при этом, что ни славянский мир в целом, ни восточнославянская цивилизация в отдельности (восточнославянский суперэтнос) не выработали каких-либо согласованных мер по противодействию всем этим негативным тенденциям и процессам.
Может возникнуть вопрос: с кем же объединяться и с кем разъединяться Беларуси, России и Украине с учетом современного мирового контекста, связанного как с новыми интеграционными процессами, так и новыми разделительными линиями?
Объединяющаяся и объединенная Европа однозначно не считает православные восточнославянские народы своими, и, похоже, в обозримом будущем эта тенденция сохранится. Мы для них вечно чужие. Для «тигров» Азии (прежде всего Юго-Восточной Азии) и народов исламского мира мы тоже далеко не свои. В этой ситуации восточнославянским народам остается два пути: или они консолидируются, объединяются и создают свой собственный центр развития и силы, или они превращаются в «этнографический материал» для развития других цивилизационных центров силы.
Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что события в настоящий момент трагически разворачиваются в совершенно другом направлении. В отличие от всех других регионов мира только один регион – восточнославянский – идет не по пути интеграции, а по пути дезинтеграции. Нас разделяют, а мы и  сами с энтузиазмом разделяемся. Следует смотреть правде в глаза: достичь реального, полноценного союза восточнославянских стран будет чрезвычайно трудно. Здесь надо всегда помнить, что наш земной шарик уже давно «обшарен», что на нашей планете уже все обсчитано, все измерено и всего оказалось мало, поэтому борьба за ресурсы стремительно нарастает.
Сегодня перед восточнославянскими странами стоит задача, чтобы не допустить такой ситуации, когда процесс нарастающей регионализации, консолидации региональных групп и центров силы будет происходить без них. Объективно, то есть независимо от устремлений наших геополитических конкурентов, восточнославянский регион, будучи в окружении экономически и политически более сильных конкурентов – Западной Европы и Китая, будет испытывать огромные трудности в процессе своей консолидации. И уж тем более в деле превращения в самостоятельный центр развития и силы, то есть в центр притяжения надежных союзников и партнеров. Это обстоятельство, безусловно, потребует от восточнославянских народов определенного рода сверхусилий, а от их элит и лидеров – духовной мобилизации, политической воли, смелости и целеустремленности. В противном случае восточнославянские народы могут оказаться кандидатами на утерю своей исторической и политической субъективности.
Смею высказать тезис: если Беларусь, Россия и Украина не смогут достичь тесного, специально подчеркнем, равноправного экономического, политического и военного союза, то есть стать самодостаточным центром развития и силы, то их ждет деградация и угасание. Их попросту, каждую по отдельности, раздавит или «каток» глобализации, или уже сформировавшиеся другие центры развития и силы.
Понятно, что такого поворота событий восточнославянские народы не должны допустить ни при каких обстоятельствах.
В опубликованной книге как раз и рассматриваются различные варианты (сценарии) возможного будущего восточнославянских народов, их историческая судьба и перспективы развития в контексте современных глобальных трансформаций.
– Не слишком ли «пессимистический диагноз» вы ставите в данной ситуации? Ведь есть пример Союза Беларуси и России, который может стать основой формирования такого восточнославянского центра силы.
– Трагизм ситуации заключается в том, что прогрессистское сознание, то есть вера исключительно в научно-технический прогресс, или «религия прогресса», сформировавшаяся у подавляющего большинства людей, превратились в ХХ веке в тоталитарную идеологию с целым набором своих непререкаемых понятий и символов: «экономический рост», «экономическая эффективность», «ускоренное развитие» и т.д. Эта вера ослепила человечество, не дает ему возможности видеть реальность такой, какая она есть на самом деле. В результате человечество все чаще демонстрирует неспособность не только принять, но и понять вызовы сегодняшнего дня.
Вот почему пришло время ставить, подобно первым христианам, вопрос о спасении мира, будить людей, чтобы они проснулись раньше того времени, когда ситуация станет определенно необратимой, стучаться в открытую дверь, пока она не откроется.
Что касается Союзного государства Беларуси и России, то в основе единения  двух родственных народов есть принципы, от которых  трудно «отмахнуться», даже  если кому-либо этого очень хотелось бы. Бесспорно, на данный момент  состояние белорусско-российской  интеграции не может  удовлетворить ни российскую, ни белорусскую стороны. Сегодня, на мой взгляд,  для Москвы и Минска наиболее актуальной проблемой является запуск  механизма реальной  интеграции в  сфере экономики, создание единого экономического пространства. Мы пока по этому сложному пути прошли не слишком далеко.  В настоящее время можно говорить  лишь о более-менее  успешном налаживании военно-стратегического союза двух стран и о весьма небольших подвижках на пути формирования  действительно равноправного экономического союза. Хочу обратить внимание и еще  на  один очень важный момент: главным вопросом  Союзного государства, как и отношений Беларуси и России  в целом,   выступает вопрос о привлекательности России как страны, а для  рядовых граждан белорусского общества – и о реальных гарантиях для белорусской элиты в случае реализации тесного союза в финансово-экономической, политической и военной сферах. Белорусская элита должна иметь подтверждение основания  обеспечения ее собственных интересов. Иначе элита будет не содействовать, а препятствовать этому союзу.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter