Категорическое «нет» и твердое «да»

Подведены итоги социологического исследования «Оценка коррупции и преступности»
Подведены итоги социологического исследования «Оценка коррупции и преступности»

Чтобы эффективно бороться с коррупцией в Беларуси, необходимо прежде всего устранить условия, порождающие это социальное явление. А также усилить ответственность за коррупцию.

Таков один из выводов, полученных Аналитическим центром «ЕсооМ» по результатам социологического исследования на тему «Оценка коррупции и преступности». В ходе его было проведено два опроса, в которых приняли участие около 3 тысяч человек от 18 лет и старше. Они ответили более чем на 70 вопросов.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений необходимость противодействия взяточничеству и преступности в целом. За последнее десятилетие количество только выявленных коррупционных преступлений возросло более чем в 2 раза. К уголовной ответственности привлекаются чиновники самого высокого ранга, в том числе руководители республиканских органов управления и районных администраций, министры и депутаты. Особое внимание вопросам борьбы с преступностью и особенно с коррупцией уделяет Президент.

Все эти факторы, по словам руководителя Аналитического центра «ЕсооМ» Сергея Мусиенко, и послужили отправной точкой для проведения крупномасштабного изучения общественного мнения. В обнародованном в конце прошлого года отчете международной организации «Транспаренси Интернэшнл» данные об уровне коррупции в Беларуси приводились лишь в привязке к России.

Социологи «ЕсооМ» посчитали такой подход не совсем корректным и решили самостоятельно разобраться в ситуации. Для проведения исследования были подготовлены две анкеты, а результаты работы описаны в аналитической записке и более чем в 250 диаграммах. Один из главных итогов: белорусы значительно больше, чем россияне, доверяют власти и милиции. Впрочем, этот факт вряд ли можно отнести к разряду сенсационных, он был вполне прогнозируем. А вот некоторые другие оценки респондентов можно считать достаточно неожиданными. Например, на вопрос: «Если чиновник не решает проблему, Вы обратитесь в суд?», 30,3 процента участников исследования ответили категорически «нет», а еще 19,2 процента — «нет, лучше «договариваться». Твердое «да» в ответах на этот же вопрос прозвучало у 32,4 процента респондентов, и «да, это уже помогало» — у 4,7 процента.

Главным инициатором дачи взятки каждый третий опрошенный считает чиновника, который «заставляет, намекает, создает ситуацию». Остальные ответы распределились таким образом: «обе стороны знают, что взятка общепринята в этой ситуации», — 28 процентов, «граждане сами проявляют инициативу» — 18 процентов, «другого способа решения проблемы не существует» — 9 процентов, все оставшиеся отвечать отказались.

С утверждением о том, что меньшинство должностных лиц берет взятки, согласились 44,4 процента анкетируемых, а 14,1 процента, наоборот, полагают взяточниками большинство чиновников.

Достаточно единодушными оказались респонденты при определении мер по борьбе с коррупцией, которые они готовы поддержать. Скажем, 72 процента ратуют за усиление уголовной ответственности за взятки, 65 процентов согласны с повышением роли правоохранительных органов. С другой стороны, 52 процента участников мониторинга не поддерживают усиление контроля за расходами граждан и увеличение зарплаты чиновникам.

Второй блок социологического исследования касался более широкого круга вопросов борьбы с преступностью. Основными причинами, порождающими преступность, опрошенные назвали алкоголизм (26,6 процента), безработицу (23,5), жажду наживы (17,1) и бедность (12,9). Категорически против разрешения иметь огнестрельное оружие гражданам Беларуси высказалось 61,8 процента респондентов. Если за тяжкие преступления 93 процента анкетируемых видят необходимость усилить уголовную ответственность, то за малозначительные преступления, по мнению значительного числа респондентов (44,9 процента), надо чаще применять меры, не связанные с лишением свободы.

Интересные особенности выявились и в том, как люди оценивают попытки публичной «героизации» откровенной уголовщины. Отвечая на вопрос: «Как Вы относитесь к исполнению «блатных песен» в общественных заведениях», 27,8 процента заявили: «мне не нравится», 24,4 процента — «я категорически против» и 9,5 процента — «меня это раздражает». А среди художественных фильмов, наиболее романтизирующих образ преступников, лидерами стали «Бригада» (42,5 процента), «Бумер» (13,3), «Бандитский Петербург» (5,6), «Брат» и «Сталь» (по 3 процента).

Руководитель «ЕсооМ» Сергей Мусиенко полагает, что их социологический проект позволит определенным образом структурировать и повысить уровень борьбы с преступностью в республике. Материалы исследования уже переданы целому ряду правоохранительных и контролирующих структур, руководство которых взяло их на вооружение для использования в повседневной практической деятельности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter