В музее зодчества «Тальцы» появятся дома белорусских переселенцев

Каталашка для Деда Мороза

В Иркутской области в музее деревянного зодчества «Тальцы» побывали участники пресс–тура «Белорусская диаспора Прибайкалья: авторитет, активность, самобытность». Эту интереснейшую поездку организовал Постоянный Комитет Союзного государства.

В «Тальцах» собраны уникальные коллекции — предметы из раскопок сибирских острогов и домотканина белорусских переселенцев из 50 предметов.

Музей в Тальцах — один из крупнейших в России, расположен на 70 гектарах под открытым небом в 60 километрах от Иркутска, ехать надо по Байкальскому тракту. С тракта автобус сворачивает направо, откуда дорога выводит нас на главную площадь Тальцов — к Илимскому острогу.

Остроги возводились как укрепления для защиты русских отрядов, контролировавших огромные территории. Служили они также как месторасположение администрации и как государственные склады, где пушнина как налог соседствовала с пищевым довольствием казаков и запасами стройматериалов.

В 60–х годах прошлого века при строительстве Усть–Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения — Спасской проезжей башни, построенной в 1667 году, Казанской привратной церкви Илимского острога, сооруженной в 1679 году, — все они попадали в зону затопления. В музей были перевезены не только Спасская башня и Казанская церковь, но и другие уникальные памятники.

18 июля 1980 года музей деревянного зодчества «Тальцы» принял первых посетителей.

В музее воссозданы четыре историко–культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Надо знать, что буряты, эвенки и тофы — коренные народности Прибайкалья. Больше всего в местных селах впечатляет расположение изб «единым фасадом». Ведь когда–то каждое село было еще и крепостью...

Нас повели в волостное правление. В его задачи когда–то входило распоряжение бюджетными средствами, выдача различных разрешений, организация торгов и собраний, исполнение приказов. На заднем дворе воссоздана сельская тюрьма («каталашка»), нечто вроде современного КПЗ. На Новый год в волостном правлении будет хозяйничать Дед Мороз.

Другое волостное здание — это сельская школа из трех помещений — прихожей, класса с портретом Александра III и комнаты, где жила сама учительница. Не знаю, какие парты были при царе, но я за такими училась.

За рощицей уютно расположилась деревня–малодворка. Там стоят в ряд три избы, крайняя — изба Непомиллуевых из Братского района, срубленная в XVIII веке. Избы окружены заплотами — заборами из горизонтальных бревен, похожими на крепостные стены. К слову, в Сибири так и не прижился «дом–двор», где и жилая, и хозяйственная части были под одной крышей.

Пол в местных избах обязательно поднят над землей и выстлан полубревнами. Изба топилась по–черному, низкие двери практически не выпускали тепло.

У спуска к бирюзовой Ангаре — монгольская юрта, подарок Монголии на 350–летие Иркутска.

Прибайкальские буряты, жившие в тайге, подружились с русскими, изобрели деревянную юрту без окон. Рублена она из треугольных полубревен — треугольник древний символ женского начала и плодородия.

Музей в Тальцах — один из крупнейших в России.

Рядом находится сэргэ — столб для коновязи. Считалось, что к нему привязаны не только земные кони, но и небесные.

За юртами — бескрайние просторы Ангары, которая вытекает из священного озера Байкал — самого глубокого озера пресной воды в мире.

— Раньше на месте этнографического музейного комплекса деревянного зодчества располагалось крупное одноименное село Тальцы. Здесь была даже своя промышленность — стекольный завод, позднее его перевели в Тулун, а в девяностые закрыли. При возведении Иркутской ГЭС и образования водохранилища основная часть села ушла под воду, а на уцелевшей возвышенности был образован музей, — рассказывает заведующая отделом организации экскурсионного обслуживания и культурно–просветительных мероприятий Елена Стрекалина. — На территории в 70 гектаров сегодня собрано более 40 историко–архитектурных памятников и 29000 экспонатов. Наиболее уникальные коллекции — предметы из раскопок Сибирских острогов и домотканина белорусских переселенцев из 50 предметов.

В планах музея — построить две улицы — Московскую и улицу Переселенцев, на которую уже перевезли деревянную белорусскую хату из села Тургеневка. Это село журналисты Союзного государства, участники пресс–тура, посетили в первый день. Сейчас в Тургеневке живет 500 потомков белорусских переселенцев.

К СЛОВУ

Во время столыпинской реформы 1902–1912 годов в Сибирь переселили 3 млн человек, 1,5 млн из них — белорусы. В одну только Иркутскую губернию перебрались 300 тысяч белорусов. В Тулунском районе, например, из 157 деревень124 заселили выходцы из Беларуси. К началу ХХ века среди сибирских крестьян 82 процента составляли середняки, 11 процентов — богачи и лишь 7 процентов — бедняки. Сейчас белорусская диаспора Иркутской области насчитывает 50 тысяч человек. Они бережно хранят традиции своего народа.

Татьяна ХОРОШИЛОВА.


Фото Романа ЩЕРБЕНКОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter