Кастрюля без паспорта и ноутбук без ценника

Потребитель прав, когда защищен законом и знает его

Считаю себя человеком неконфликтным, но если нарушаются мои права как потребителя, голову в песок не прячу. Благо случаи, когда хотелось бы обоснованно выяснить отношения с продавцом товара или услуги, почти не встречаются. С каждым годом торговля становится к покупателю «лагодней», внимательнее, в конце концов, борется за него ввиду увеличивающейся конкуренции. Еще больше оттачивать это умение, смею надеяться, подстегнут изменения в Закон «О защите прав потребителей».


Несмотря на то что вводимые новации вступят в силу еще через полгода, они, как мне кажется, будут очень полезными. К примеру, в скором времени при возврате товара у нас уже не будут требовать паспорт. Отсутствие рационального регулирования этого вопроса порождало много обращений. Признаюсь, не так давно и со мной произошла подобная оказия.

В государственном универсальном магазине приобрела кастрюлю белорусского производства. Собственно, подстегнул к покупке тот факт, что посуда одного из отечественных заводов была не хуже, чем представленный ассортимент российского и китайского производства. Руководствуясь девизом «Купляйце беларускае», я с воодушевлением сняла с полки кухонную «красавицу» из нержавейки и побежала к кассе. Однако спустя две недели, к сожалению, у моей пузатой «помощницы» вылез брак: сварной шов, который прикрепляет ручку к самой чаше, разошелся. Но сдать некачественный товар удалось лишь со второго захода: оказывается, чека на кастрюлю и ее самой было недостаточно. Магазин требовал предъявить паспорт. Пришлось повторно ехать домой за документом, снова отпрашиваться с работы, чтобы успеть застать в офисе товароведа. Что ж, теперь все прозрачно и честно: купил бракованный товар — бери его и сдавай без паспорта.

Хорошо, что новые изменения касаются и информационной составляющей. Справедливо, если покупатель будет владеть полной картиной о происхождении приобретения. Давайте вспомним нелегкий процесс сертификации товаров легкой промышленности. Напомним, некоторые предприниматели в свое время сопротивлялись тому, что придется вешать на любые вещи, которые продают, бирки со сведениями и сертификатами. Да, это стоило дополнительных хлопот. Зато теперь, приходя на рынок и покупая кофточку, ты уверен, что сшита она не где-нибудь в подвале, а на какой-либо фабрике. Навели порядок — значит, проявили уважение к покупателю.

Подобная ситуация должна быть достигнута и по остальным группам товаров: закон настаивает на том, что до потребителя должна доводиться исчерпывающая информация. Возьмем, к примеру, класс энергоэффективности бытовой техники. Холодильник, стиральная машина или микроволновка... Все это приборы, которые есть в каждом доме, и чем современней модель, тем меньше света она, как правило, «кушает». Посчитать экономию рачительный хозяин, знающий цену киловатт-часа, сможет с легкостью. Но как это сделать, если он не находит соответствующей пометки при покупке товара? Быть может, раскошелился бы и на более модную модель, будь маркировка энергоэффективности. Резонно?

И еще. Предложено, к примеру, указывать цену товара шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера, содержащегося в описании. Требование касается субъектов, которые ведут продажи дистанционно, к примеру через интернет. Очень важное, с моей точки зрения, примечание. Моя бабушка задумала подарить другой своей внучке в честь окончания школы с золотой медалью телефон. Насунула на нос очки бабуля, сидим и рассматриваем варианты, но не во всех описаниях крупно выделены реальные ценники. К примеру, большим шрифтом — меньшая, чем выясняется по факту, стоимость, а над ней крошечная «звездочка». Оказывается, заниженная цена действует для тех, кто оплачивает товар сразу. Тот, кто, скажем, тянет покупку только в рассрочку, заплатит уже на сотню рублей больше...

Потребитель, как известно, прав, однако после того, как расплатился за товар или услугу, становится уязвимым. Если что-то пойдет не так, закон, безусловно, на его стороне, но свои права нужно знать, чтобы в случае чего понимать, как себя защитить.

uskova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости