История фотографии известного белорусского дирижера Татьяны Коломийцевой

Кастрюли или музыка?

Дирижер — профессия редкая, штучная. А если с дирижерской палочкой женщина, то это явление уникальное. Женщин, стоящих лицом к симфоническому оркестру, меньше, чем космонавтов.


Татьяна Коломийцева в Беларуси была единственным дирижером. Представляете, каково ей с такой профессией? Чем-то сродни белой вороне. Нет, во фраке, с прямой спиной, с тонкой палочкой в руке она скорее напоминала ласточку. Однажды я видел, как она появилась перед оркестром, — все и вся смолкли. Музыканты смотрели на нее как на божество, а она, как водитель, сняв руку с баранки, расправила чуткие пальцы, повела плечами, и не только в оркестровой яме, но и в зале оперного театра смолкло все...

Потом была музыка...

Татьяна Коломийцева приехала в разрушенный Минск в 1944 году, еще не закончилась война. Прибыла по приглашению и до 1994 года выходила на сцену и, хотел написать, — дарила людям музыку... Нет! Делала свою работу, причем блестяще. Режиссер Виктор Шевелевич снял о ней большой документальный фильм. Он мне рассказывал, как тяжело было уговорить Татьяну Михайловну на съемки и сколько сигарет пришлось выкурить вместе, пока она согласилась.

В фильме она очень откровенна и категорична. В те времена даже мужчины так говорить не решались. А она сказала как отрезала, что надо делать выбор: кастрюли или музыка. И дальше поясняла, что после того, как решение принято, следует думать только о музыке. Днем и ночью, везде и при любых обстоятельствах. Важным является лишь то, что связано с искусством.

Это были не просто красивые слова. Так она и жила до самого последнего дня.

«Никто и ни разу не сказал, что дирижер Татьяна Коломийцева плохо или даже небрежно делала свою работу».
О ней есть забавная история. Татьяна Коломийцева любила мороженое. Жила рядом с цирком, где стоял лоток с лакомством. Продавец ее знала и однажды попросила Татьяну постоять у лотка, пока сама сбегает в автомат и позвонит. Не было тогда мобильных. Убежала, а тут группа немецких туристов. Татьяна Коломийцева обслужила их на немецком. Вечером в оперном немцы увидели за дирижерским пультом торговку мороженым.

Евгению Коктышу повезло. Он снял первую в СССР и единственную в Беларуси женщину-дирижера в тот момент, когда она улыбается. А смеялась она не очень часто. В левой руке у нее не дирижерская палочка, а зажженная сигарета, рядом, на столике, чашка кофе.

Такой ее и помнят.


Фото Евгения КОКТЫША.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter