Татьяна Коломийцева в Беларуси была единственным дирижером. Представляете, каково ей с такой профессией? Чем-то сродни белой вороне. Нет, во фраке, с прямой спиной, с тонкой палочкой в руке она скорее напоминала ласточку. Однажды я видел, как она появилась перед оркестром, — все и вся смолкли. Музыканты смотрели на нее как на божество, а она, как водитель, сняв руку с баранки, расправила чуткие пальцы, повела плечами, и не только в оркестровой яме, но и в зале оперного театра смолкло все...
Потом была музыка...
Татьяна Коломийцева приехала в разрушенный Минск в 1944 году, еще не закончилась война. Прибыла по приглашению и до 1994 года выходила на сцену и, хотел написать, — дарила людям музыку... Нет! Делала свою работу, причем блестяще. Режиссер Виктор Шевелевич снял о ней большой документальный фильм. Он мне рассказывал, как тяжело было уговорить Татьяну Михайловну на съемки и сколько сигарет пришлось выкурить вместе, пока она согласилась.
В фильме она очень откровенна и категорична. В те времена даже мужчины так говорить не решались. А она сказала как отрезала, что надо делать выбор: кастрюли или музыка. И дальше поясняла, что после того, как решение принято, следует думать только о музыке. Днем и ночью, везде и при любых обстоятельствах. Важным является лишь то, что связано с искусством.
Это были не просто красивые слова. Так она и жила до самого последнего дня.
«Никто и ни разу не сказал, что дирижер Татьяна Коломийцева плохо или даже небрежно делала свою работу».
Евгению Коктышу повезло. Он снял первую в СССР и единственную в Беларуси женщину-дирижера в тот момент, когда она улыбается. А смеялась она не очень часто. В левой руке у нее не дирижерская палочка, а зажженная сигарета, рядом, на столике, чашка кофе.
Такой ее и помнят.
Фото Евгения КОКТЫША.