Рейд: соблюдают ли кассовую дисциплину ИП, торгующие товарами легпрома

Кассу держат начеку

Бизнес-среду ожидают большие изменения. Диалог между государством и бизнесом постепенно выстраивается, утверждена стратегия «Беларусь — страна успешного предпринимательства» до 2030 года. Изменится система поддержки бизнеса. Как сообщил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко, в следующем году в Налоговом кодексе акцент будет сделан именно на упреждение нарушений, а не применение штрафных санкций. Однако у либерализации есть и обратная сторона. Некоторые предприниматели, пользуясь улучшением бизнес-климата, по ряду причин скрывают реальный доход. Тем временем налоговая инспекция зачастую проводит не проверки, а мониторинги торговых объектов. Корреспондент «Р» вместе с инспекцией Министерства по налогам и сборам отправилась на рынок, чтобы выяснить, какова реальная выручка у владельца торгового объекта.

В день мониторинга налоговая инспекция отслеживает приток клиентов, следит за продажами, за поведением продавца, проверяет записи.
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Наблюдай и властвуй

Пятница начинается не с кофе и не с нетерпеливого ожидания выходных. Вместе с двумя представителями инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Минску мы выезжаем на рынок за МКАД, чтобы изучить работу одной торговой точки. Едем не спеша: туман, растекшийся молоком, озадачил нашего водителя. Есть время спокойно побеседовать. И руководитель одного из отделов управления оперативных мероприятий инспекции МНС по городу Минску Павел Брилевский вводит в курс дела:

— Владелец магазина является плательщиком по упрощенной системе налогообложения. Ранее инспекция районного уровня установила, что в день мониторинга его средняя реальная выручка была в 1,8 раза выше, чем в предыдущие дни. Если от задекларированной выручки отнять определенные затраты, известные согласно нашим информационным ресурсам, получается, он почти ничего не зарабатывает. Исходя из целей предпринимательства, вряд ли он работал бы при мизерных, по меркам проходимости рынка, доходах.

Работники налоговой тщательно выявляют предполагаемых нарушителей с помощью больших баз данных. Отслеживаются закупки и ввоз товара, кто и какую систему налогообложения использует, размер НДС, цены товаров.

Если официальные данные показывают, что доходы позволяют максимум выходить в ноль, налоговая начинает наблюдение. То есть проводит мониторинг торгового объекта. Целый день отслеживают приток клиентов, следят за продажами, за поведением продавца, проверяют записи. В конце рабочего дня сопоставляют фактические данные, полученные в ходе мониторинга, с теми цифрами, которые отражены в официальных документах. А затем сравнивают выручку в день мониторинга с выручкой недельной давности и другими предшествующими периодами.
Покупателю идут на уступку — делают скидку в два рубля.


Рынок в 10 утра размеренно и лениво начинает жизнь — некоторые продавцы только стали доставать большие коробки да раскладывать товар, а запах шаурмы и блинов уже вовсю атакует голодные животы. С утра покупателей по понятным причинам немного. В основном неторопливые пенсионерки, оценивающие ассортимент опытным взглядом.

Мы же направляемся искать определенный магазин и его ничего не подозревающего владельца. Оказалось, точка работает. Представитель налогового органа сразу предупреждает: для эффективного проведения мониторинга не нужно постоянно присутствовать на объекте. Поэтому периодически отходим прогуляться. Так и клиентов не спугнешь, и предприниматель быстрее расслабится.

Пока инспекция представляется владельцу и ставит перед фактом мониторинга, осматриваю магазин. Выглядит вполне типично: висят в несколько рядов женские домашние халаты с вычурными принтами, на манекенах — самые красивые. Даже если вы не поклонник математики, ценники на товаре — 25, 35, 50 рублей — сразу заставляют решать нехитрые задачки. Но для начала нужно выяснить недостающую переменную.

Один пишем, второй в уме 

Подхожу к взволнованному предпринимателю Д. Несмотря на то что он с очевидным трудом говорит по-русски, выясняю, что работает на рынке уже два года. Какие-то халаты завозит из России, какие-то закупает на местном рынке. На вопрос, как идут продажи, отвечает: «Плохо покупают. Один-два халатика в день. А четыре — это уже очень хорошо. Выходные выручают всегда». 

Если соотнести средние показатели цен и количество продаж, выручка априори увеличивается. Тем временем не забываю указания инспектора, и, пока он и его коллега стоят чуть поодаль от магазина и за всем наблюдают, мы с фотографом конспиративно отходим в сторонку. Через пятнадцать минут к магазину подходит женщина лет 45, выбирает халатик и просит его примерить. Итак, к 11 часам дня у нас первый покупатель. Предприниматель Д. идет на уступку клиенту — делает скидку в два рубля.

Кстати говоря, обслуживал покупателя владелец не совсем самостоятельно — ему помогала продавец соседнего прилавка с головными уборами. И, видимо, такая схема работает не первый раз. После того как покупательница отдала кровные 28 рублей, продавец заученными движениями потрясла деньгами над всем товаром. «А что это у вас за ритуал такой?» — интересуюсь я. «Так это традиция такая давняя, — отвечает женщина и добавляет: — Нужно первой за день заработанной денежкой помахать, чтобы все остальное хорошо продавалось».

Тем временем инспектор, расположившись внутри магазина, проверяет всю документацию. Позднее просит меня отойти, чтобы поделиться тем, что уже выявлено:

— По черновым записям, которые мы обнаружили, дневная выручка в 1,5 раза больше официально заявленной. В конце дня мы увидим реальный доход и количество покупателей. Также поговорим и с владельцем, и с его продавцом-помощником, а для этого дадим им время, чтобы успокоиться. Сейчас что-либо выяснять бессмысленно.

То есть предприниматель все-таки скрывает настоящую выручку. Учитывая расположение торговой точки, делается это проще простого. Одному покупателю пробивается чек, а другому — нет. Также упрощенная система налогообложения делает его заинтересованным в том, чтобы товара по официальным документам было продано меньше, ведь пропорционально понижается и ставка налога.

Помимо увеличения выручки, инспекция отметила еще одно нарушение — с сентября прошлого года предприниматель работал без платежного терминала. Для устранения этого нарушения ему предоставляется один месяц. Также в срок до 20 января он обязан представить декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей КОЗЕНКО, заместитель начальника инспекции МНС по г. Минску — начальник управления оперативных мероприятий:


— С целью выявления и пресечения нарушений налогового законодательства субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими торговлю товарами легкой промышленности иностранного производства низкого ценового сегмента, инспекцией путем анализа данных информационных ресурсов, имеющихся в инспекции, выявлен ряд российских организаций, реализующих оптом товары легкой промышленности низкого ценового сегмента. Также определена группа предпринимателей, резидентов Республики Беларусь, зарегистрированных в Минске, импортировавших указанные товары в нашу страну в 2017 и 2018 годах. Всего выбран для дальнейшего подробного анализа и проведения контрольных мероприятий инспекциями города Минска 21 субъект.

Из 21 субъекта, осуществляющего торговлю товарами легкой промышленности иностранного производства, 3 — юридические лица и 18 — индивидуальные предприниматели. Из 18 ИП 4 являются плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения. Их выручка за 9 месяцев составила 221,2 тыс. руб. Сумма выручки юридических лиц за 9 месяцев составила 670,4 тыс. руб. 

По результатам контрольных мероприятий (камеральный контроль и мониторинги), проведенных в этом году в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю товарами легкой промышленности иностранного производства, дополнительно в добровольном порядке поступило налогов в сумме 14,5 тыс. рублей.

Жанна ТАРАСЕВИЧ, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского:


— Почему у нас все-таки нет оптового звена и адекватной логистики в сфере легкой промышленности? Во-первых, потому что мы стараемся наладить продажу собственного производства. Во-вторых, эту нишу занял микро- и малый бизнес, который пока справляется сам, и в разные периоды времени под видом защиты покупателя и местного производителя вводились различные механизмы (обязательная сертификация, идентификационные знаки на отдельные виды продукции (например, обувь), ассортиментные перечни и т.д.), которые ужесточали деятельность на данном рынке и увеличивали издержки по ее ведению.

В-третьих, те товары, которые поступают из Средней Азии, зачастую приходят к нам по так называемым серым или полусерым схемам, что не позволяет конкурировать добросовестному участнику товарного рынка.

Хотя действительно у нас была попытка создать оптовые базы, но именно местного товара легкой промышленности, который могли покупать предприниматели и вывозить за рубеж для торговли. По такой деятельности даже предоставлялись льготы. Но данная инициатива, к сожалению, не прижилась. Скорее всего, причины здесь две: непрофессиональный подход и ситуация, когда розничные торговцы указывали на скудный ассортимент и высокие цены, что не позволяло эффективно работать и получать желаемый доход.

В данном случае важна частная инициатива, инклюзивность производства, причем малыми партиями и под заказ, и развитие современных форм ведения бизнеса — франчайзинга, создания отраслевых кластеров.

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter