Касса на «Птичьем гнезде»

Китайцы любят футбол неистово, беззаветно и... безответно...

Китайцы любят футбол неистово, беззаветно и... безответно. В стране, где понятие «анекдот» отсутствует как класс, из уст в уста передают якобы разговор двух спортивных комментаторов:


— Наши футболисты научились отлично играть! Они играют лучше всех в мире!


— ???


— Если бы еще кто–нибудь научил их голы забивать...


За достоверность истории не ручаюсь, вернее, сильно в достоверности сомневаюсь, но суть передана верно. Народное, понимаете ли, творчество — о наболевшем.


Величайшее достижение китайского футбола — участие в чемпионате мира–2002. Вполне в общем–то достижение, хотя здравомыслящий человек понимает: это не столько показатель мастерства и даже не легендарное везение не менее легендарного тренера Боры Милутиновича — скорее, его точный расчет. Когда хозяев чемпионата, автоматически входящих в состав участников, двое, и это самые сильные команды континента — Япония и Корея, то шансы стран–середняков (а в 2002 г. Китай относился именно к ним) резко возрастают. Милутинович тогда поступил мудро: подписал контракт, срок действия которого заканчивался аккурат в последний день чемпионата мира, во всех интервью рассказывал, что его задача — вывести сборную в чемпионат, а там уж пусть стараются. То ли старались не слишком, то ли действительно попали благодаря счастливому стечению обстоятельств, но ни одного гола китайцы тогда не забили. Ну а на следующие чемпионаты и вовсе не вышли, потому что верхние строчки в азиатском отборе заняли обычные фавориты — Япония да Корея. Да вот еще Северная Корея напряглась — я, кстати, сильно за эту сборную в прошлом году болела. Мне кажется, есть в этом что–то очень женское — болеть за аутсайдеров, потому что поддерживать нужно каждого, кто борется. Они боролись.


Да, так вернемся к Боре Милутиновичу. Во время своей — недолгой, но весьма успешной — тренерской карьеры в Китае Бора стал здесь практически народным героем. Его обожали все — он вывел китайскую сборную в чемпионат мира! Волшебник! Герой! На рекламе он зарабатывал едва ли не больше, чем на официальном контракте. Бора, выступавший на чемпионатах мира с пятью (!) сборными: Мексикой, Коста–Рикой, США, Нигерией и вот Китаем — оказался в этом плане калачом тертым, критерием известности полагал хрустящие купюры, а потому зарегистрировал свое имя в качестве торговой марки. И с каждого пакета молока «Милу» (а именно так именовали тренера в Китае, это имя и стало товарным знаком) он и сегодня получает звонкие юани.


К чему это я вдруг в историю углубилась, думаете? А к тому, что спорт вообще и футбол в частности — это большие деньги. Особенно в Китае. Хотя отношение к собственному футболу здесь ухудшается день ото дня. После скандалов со взятками и договорными матчами центральное телевидение отказалось транслировать матчи китайской суперлиги (да, именно так, ни много ни мало, она называется) — чтобы, значит, ударить по нечистым на руку клубам этим самым юанем. Потому как нет трансляций — меньше рекламы, а значит — падают доходы. Хотели так игроков, тренеров и хозяев клубов воспитать. Болельщики от своих игроков тоже отвернулись — перестали ходить на стадионы. Но воротилы футбольного бизнеса недолго мучились сомнениями и угрызениями совести — они сделали ставку на команды сильные, знаменитые и... некитайские. К тому же, как оказалось, эти команды тоже рвутся в Поднебесную — себя показать (это во–вторых) и звонкую монету заработать (это, конечно, во–первых).


Буквально за две недели в Китае побывали чуть ли не все европейские гранды: «Ливерпуль» и «Арсенал», «Реал Мадрид», «АС Милан» и «Интер». «Реал Мадрид» (присутствие Криштиану Роналдо — главное условие принимающей стороны, он один делает кассу) в Гуанчжоу разгромил местный клуб 7:1, «Арсенал» не смог одолеть клуб города Ханчжоу 1:1. Интереснее всего было, конечно, с миланскими клубами: к восторгу болельщиков, они играли не с местными командами, а между собой — на олимпийском «Птичьем гнезде» за итальянский Суперкубок, выиграл «АС Милан» 2:1. Стадион был заполнен до краев (и это несмотря на удушающую пекинскую жару), устроители счастливо подсчитывают выручку и думают, что бы это им еще такое учудить...


А китайские болельщики привыкают к мировым звездам на своих стадионах — те ж тоже люди, им тоже деньги нужны... А я, честно говоря, радуюсь за болельщиков белорусских: к нам звезды приезжают все больше в футбол играть, а не просто кассу поднимать. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter