В минувшее воскресенье пять прикаспийских государств: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран — подписали конвенцию, которая должна урегулировать международный статус этого внутреннего моря. Подготовка документа длилась более двадцати лет — с 1996 года. Столь долгий срок обусловлен многочисленными противоречиями, возникшими между странами, делящими Каспийское море.
Проблема определения правового статуса Каспия и правил его пользования возникла после распада СССР. До 1991 года Каспий был, по сути, внутренним советским морем — только его южное побережье принадлежало Ирану. Однако после того как каспийских государств стало не два, а пять, возник закономерный вопрос: как делить море? Во-первых, появилась проблема, чем же все-таки считать Каспий — морем или озером. Ведь даже географы с геологами по этому вопросу единого мнения не имеют. Геологически и гидрологически Каспий представляет собой обособившуюся часть океана, а несколько миллионов лет назад Каспийское и Черное моря были единым водоемом. Однако сегодня, не имея стока в океан, Каспий может считаться крупнейшим на планете внутренним озером. С юридической точки зрения вопрос еще более принципиальный: ведь статус пограничных морей и озер в мировой юриспруденции регулируется по-разному.
Ситуация осложняется тем, что бассейн Каспийского моря богат природными ресурсами, и вопрос о разграничении дна моря — это в том числе и вопрос, кому достанутся те или иные месторождения. На этой почве уже возникали серьезные разногласия: между Азербайджаном и Ираном, между Азербайджаном и Туркменистаном.
С распадом СССР существенно возросло военно-политическое и транзитное значение озера. Это связано не только с появлением на побережье новых государств, но и с тем, что к Каспийскому бассейну стали проявлять повышенное внимание внешние заинтересованные игроки — в первую очередь США и страны НАТО, для которых распад СССР открыл заманчивую перспективу закрепиться на Каспии и тем самым выйти в непосредственный тыл России и Ирану, в отношении которых на Западе продолжает господствовать доктрина «сдерживания». Так, в последние месяцы ходили упорные слухи о возможном размещении в казахстанском порту Актау американской базы, формально — для снабжения группировки в Афганистане, однако это стало серьезным поводом для роста напряженности в Каспийском регионе.
Не менее болезненным был и вопрос о возможном строительстве Транскаспийского трубопровода, который позволил бы транспортировать туркменский газ в Европу через территорию Закавказья и в обход России. Старая советская газотранспортная инфраструктура не давала такой возможности, замыкая все газовые потоки из Центральной Азии на Россию, и после распада СССР центральноазиатские государства начали искать альтернативные маршруты, одним из которых может стать и газопровод через Каспий. Реализация этого проекта, однако, оказывалась невозможной из-за неурегулированного статуса моря. Впрочем, насколько нужен сегодня Транскаспийский газопровод — вопрос спорный, учитывая, что туркменский газ имеет устойчивый сбыт на китайском рынке, а после завершения строительства газопровода ТАПИ — на рынке Пакистана и Индии.
Соглашение между прикаспийскими странами призвано урегулировать эти и другие противоречия. Оно стало результатом длительного и кропотливого согласования интересов и взаимных уступок. По итогам достигнутых договоренностей большая часть каспийской акватории останется в общем пользовании прикаспийских государств, в то время как дно и недра будут поделены. Кроме того, Каспий признается внутренним водоемом, а это значит, что присутствие третьих стран или военно-политических альянсов в бассейне моря не допускается. Это, пожалуй, можно считать главным достижением. Есть надежда, что Каспий не станет театром геополитического противостояния, как это сейчас происходит в бассейнах Черного или Балтийского морей.
vs.shimoff@gmail.com
Почему важно было определить статус Каспийского моря
Каспий со всеми вытекающими
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.