Четвертый Каспийский саммит состоялся в Астрахани с участием лидеров пяти прикаспийских государств

Каспий для всех и каждого

Четвертый Каспийский саммит состоялся в Астрахани с участием лидеров пяти прикаспийских государств: России – Владимира Путина, Азербайджана – Ильхама Алиева, Ирана – Хасана Роухани, Казахстана – Нурсултана Назарбаева и Туркмении – Гурбангулы Бердымухамедова.


Каспийское море объявлено «зоной мира» и по заявлению всех сторон будет использоваться только в мирных целях. Участники саммита договорились, что на Каспийском море не допускается присутствие вооруженных сил других стран. Собственное же военное строительство будет вестись в пределах «разумной достаточности».

По словам Президента Азербайджана Ильхама Алиева, Каспийское море должно оставаться морем дружбы, зоной мира, сотрудничества и добрососедства.

А Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов обратил внимание на необходимость тесной координации всех стран региона по сосредоточению усилий в борьбе с противоправной деятельностью на Каспийском море, в том числе браконьерством, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и любыми проявлениями экстремизма и терроризма.

Знаковым было совместное мероприятие лидеров пяти стран, которые выпустили в Волгу молодых белуг. Цель этой символической церемонии – продемонстрировать значение, которое президенты «пятерки» уделяют сохранению биоресурсов Каспия и его своеобразного символа – осетра.

В этом году в России было выпущено 39 млн молодых особей осетровых рыб. В ходе четвертого Каспийского саммита было подписано соглашение о сохранении водных биоресурсов Каспия. Кроме того, Президент России сообщил, что РФ не планирует отменять мораторий на вылов каспийского осетра, который был введен в 2005 году, пока популяция этого вида рыбы не будет восстановлена.

Каспийское море является уникальным водоемом с точки зрения биоресурсов и экосреды. Природные ресурсы моря включают свыше 500 видов растений и 854 вида рыб, из них около 30 имеют промысловое значение (в том числе здесь сосредоточено около 90% мировых запасов осетровых).

Главное же богатство Каспия – богатейшие запасы углеводородов. Это второе место по объему запасов нефти и газа после Персидского залива. По оценкам компании British Petroleum, доказанные запасы нефти пяти прикаспийских государств составляют около 30 млрд тонн, или 19% мировых доказанных запасов нефти, доказанные запасы природного газа – 145 трлн кубометров, или 45% мировых доказанных запасов природного газа.

По мнению экспертов, добыча нефти в Каспийском море может достигнуть к 2021–2024 годам 200 млн тонн в год, газа – 270 млрд кубометров.

Этим объясняются трудности с выработкой конвенции о правовом статусе Каспия, работа над которой ведется уже более полутора десятилетий. Главное проблема – как разделить дно Каспийского моря. В частности, эксперты Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) считают, что наиболее сложные отношения складываются у Азербайджана с Ираном в связи с разногласиями по принадлежности еще не разведанных месторождений Алов, Шарг и Араз, расположенных в центральной части Каспия.

Отдельный не менее сложный и порой спорный вопрос – сооружение магистральных транскаспийских трубопроводов. Прежде всего имеется в виду ныне «замороженный» проект «Набукко», по которому газ из Туркмении и Азербайджана (связанных между собой трубопроводом по дну Каспия) через Грузию, Турцию должен был поступать в Европу. Здесь явно наблюдается попытка вмешательства третьих стран, которые не скрывают своих планов – ослабление зависимости Европы от российского газа. Принято решение, что вопрос строительства трубопроводов будет решаться на основе консенсуса всех стран «пятерки».

Не следует сбрасывать со счетов и экологические угрозы этих проектов. Как считает спецпредставитель Президента РФ по делимитации и демаркации границ России с государствами – участниками СНГ, посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Братчиков: «Последствия строительства и эксплуатации трубы в замкнутом водоеме с повышенной сейсмической активностью и тектоникой дна, а тем более любой аварии на ней могут затронуть все прибрежные государства, а не только те, чьи берега она свяжет. Под угрозой могут оказаться жизненные интересы миллионов граждан прикаспийских государств, будь то жители российского Дагестана или густонаселенного иранского побережья. Хотелось бы, чтобы проживающие преимущественно за тысячи километров от Каспия лоббисты проекта транскаспийского газопровода осознали эту реальность, находящую отражение в российской позиции».

На саммите также рассматривались масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры в регионе. По словам Путина, приоритет в этой сфере отдается коридору Север – Юг, который позволит связать страны Западной и Северо-Западной Европы с Южной Азией через Россию, Каспийский бассейн и Иран. «Все пять прикаспийских стран вовлечены в этот проект; его реализация позволит уменьшить расстояния перевозок в два раза по сравнению с существующим маршрутом», – сказал президент.

Говоря об идее создать железнодорожное кольцо вокруг Каспия, Путин отметил, что «к концу года планируется достроить восточное полукольцо между Казахстаном, Туркменией и Ираном, эта работа практически закончена». Кроме того, в 2016 году завершатся работы на западном полукольце Азербайджан – Иран.

Задача проекта – соединить основные каспийские порты, что существенно сократит время и стоимость перевозки грузов, добавил президент.

Игорь КРЫЛОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter