Проходит время, и далекие, даже с виду разные события оказываются внутренне связанными

Каштаны из огня

В Праге в прошедшие выходные прошел «общенациональный митинг». На нем от ранее избранного премьер-министра страны требовали уйти в отставку, презрев всякие демократические процедуры. Так часто в последнее время бывает в установленных «на зависть» демократиях. Одним из организаторов и этой, и предыдущих акций по чешской традиции высшего образования стало гражданское объединение «Миллион мгновений за демократию», заместитель которого, «студент Бенджамин Ролл», охотно раздавал интервью западной прессе. 


Немецкая Deutsche Welle в числе прочих тоже решила посмотреть, «как в Чехии празднуют годовщину бархатной революции», к каковой, собственно, «многотысячные акции протеста» и были приурочены. Интерес немцев к чехам понятен и даже исторически обоснован, поэтому взгляд германского издания можно полагать пристрастно-объективным. 

Коротко вместе с немцами вспомним: в ноябре 1989 года чехи массово вышли на улицы Праги. ЦК тогдашней компартии с ситуацией не справился и ушел в отставку. В конце декабря обе палаты парламента избрали президентом Вацлава Гавела, бывшего диссидентом. На чем и «завершились более четырех десятилетий коммунистического правления в Чехословакии». 

Перечитывая нашу Светлану Алексиевич, всегда возвращаюсь к неоднократно в разных формах высказанной ею мысли. Что «мы, делая перестройку», не знали, что творили. Не осознавали ни что такое свобода, ни чем придется платить. Что народ этого не хотел. И готов не был. А мы народ не понимали… Как по мне, это приговор. Честный. Самостоятельно вынесенный.

И оказывается, наш нобелевский лауреат не только про Советский Союз писала. «В 1989 году экономика разваливалась. Состояние окружающей среды было катастрофическим — Чехословакия была практически отравлена, — вспоминает некая Магдалена Платцова для немецких журналистов. В те годы она оканчивала школу, поэтому знает доподлинно. — И вдруг внезапно из тоталитарной и закрытой наша страна превратилась в страну, где жизнь обрела смысл». Очень хочется и дальше спрашивать Магдалену: а что с состоянием окружающей среды-то? С экономикой как? Они тоже внезапно превратились или почему-то нет?

Студенты, бывшие локомотивом всех уличных акций, пишет Deutsche Welle, «в те годы испытывали нечто сходное с эйфорией». И сразу же с немецкой скрупулезностью отмечает: «Сегодня эйфории в Чехии больше не испытывает никто». 

Далее приводятся цифры: «Недавний опрос общественного мнения показал, что 38% чехов старше 40 лет считают, что при правлении коммунистов их жизнь была лучше». Старше сорока — это значит, самым младшим из этой более чем трети населения в бархатную революцию было 10 лет. С 10-летнего возраста, значит, чехи полагают, что было лучше. «У людей не было больших возможностей, — делится с немцами социолог Ян Хартл, тогда же основавший первое в Чехии агентство исследований, — но они и не испытывали существенных трудностей». 

Что до «возможностей», очень подозреваю, что с тех пор они «больше» не стали. А вот трудностей, похоже, прибавилось: «Многие люди живут за чертой бедности», — открывает читателям Deutsche Welle глаза на общеизвестное сегодняшний студент и замруководителя движения Бенджамин Ролл. Который удивительным образом будто повторяет за умудренной Светланой Алексиевич: «Они не ожидали, что события после бархатной революции приведут к этому». 

Не ожидали. Не понимали. Не были готовы. Между тем одно из определений понятия «думать» — это уметь предвидеть последствия. В банке лежит орех, сунь туда пальцы, сожми в кулачок и… не вытащить лапку из банки. Так «думают» шимпанзе. Отчего ученые и полагают, что мы с ними из разных ветвей развития. 

Перед нашими прошедшими выборами некий «молодежный блок», вдохновляемый и направляемый преемником Станислава Шушкевича Сергеем Черечнем, провел в Минске «рейв-митинг». Там обсуждались, по словам организаторов, «три главные проблемы белорусской молодежи: принудительное распределение, призыв в армию без отсрочек и слишком жесткая антинаркотическая политика в стране». 

Иначе говоря, я работать не хочу и служить я не хочу, а вот мне бы покурить-заторчать и чтобы ничего за все это не было. Вряд ли это и вправду ежедневная боль подавляющей части нашей молодежи. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — безусловно, слоган, но не для жизни, а для прикола. 

Про ту сотню не умеющих пока еще думать студентов, что собрались на «рейв-митинг», и говорить не стоит: когда-никогда, а ум придет. Надеюсь. А вот новый председатель БСДГ Черечень, который «считает, что мы успешно начали работу, можем дать нашей стране новый глоток свежего воздуха и перезапустить в ней демократические процессы», вот он явно понимает, что делает. «У наших активистов получилось провести необычную кампанию с интересными идеями. Будет проводиться работа по реализации молодежной программы в дальнейшем». 

Ну с флешмобами и прочими «современными трендами» понятно, молодежь их активно пользует, тем более что нашелся взрослый дядя, готовый поддержать. А что там, вы говорите, с программой? «Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» и «Молодежный блок» основываются на проблемах и интересах граждан нашей страны», — уверяет Черечень. 

Стране нужно, чтобы ее молодежь, получившая образование в том числе на средства ее граждан постарше, отработала свое там, где стране требуется. Граждане страны заинтересованы в надежной армии, где служат умные люди, поддерживая ее высокий престиж (и армии, и службы). И никому не надо, чтобы наркоманы и дилеры безнаказанно тусили по «зыбицким», закидывались на частных вечеринках и торчали по хатам. Кроме них самих. 

Но «политики» типа Черечня продолжают вдувать молодежи в уши, что это и есть «их проблемы и интересы граждан страны». Они отказываются от «устаревших методов смены власти, от деятельности старых оппозиционных лидеров при всем уважении». У них «разное понимание транзита власти» — новым, судя по всему, сильно нравится чешская модель. Апробированная. Отработанная. 

А потом они скажут… я даже думать не хочу, что в Беларуси настанет такое «потом», когда они скажут: мы не такого ожидали. Мы не хотели этого. Мы не знали, что народ не готов. И закончат как обычно: ну, значит, сам виноват, этот «красный человек»… 

Поэтому снова и снова буду говорить молодежи, студентам, светлым романтикам и отчаянным революционерам: думайте. Не оставайтесь похожими на тех обезьян. 

Ибо если даже вы и вытащите тот орех, его у вас отнимут. Те, для кого вы его пытались тащить. Высшие, скажем так, демократы. 

mukovoz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter