В театре-студии киноактера чествовали юбиляра Александра Кашперова

Кашперов держит паузу

Артисты любят в день своего юбилея сыграть спектакль, а уж потом принимать поздравления. В театре-студии киноактера чествовали Александра Кашперова. Представляете, по главной роли в «Двух стрелах» он весь вечер сидел в кресле и практически молчал, да и потом только улыбался, когда поздравляли друзья и коллеги.

Между тем Александр Борисович человек веселый, душа любой компании и, как сам однажды признался, любит сладкое, хулиганить и разыгрывать. Точь-в-точь как его любимый герой Карлсон. Наверное, это осталось от почти десятилетней работы в ТЮЗе, после которого — тридцатилетнее служение в Театре киноактера. Сюда он попал не случайно, так как с кинематографом продолжается долгий роман.

Он часто снимается в кино, хотя и в небольших ролях, за что его уважительно называют «королем эпизода». Тем, кто любит смотреть телевизор, хорошо знаком его голос. Прекрасно дублирует иностранные фильмы. Скромно подсчитал, что вместе с театральными на его счету более двухсот ролей. Поэтому времени свободного нет. С трудом находит его для любимой рыбалки и походов за грибами. Ну, еще на даче что-то построить и смастерить.

Главная же радость жизни и вдохновения, кроме природы и… женщин, конечно, искусство. Он требователен к себе и к профессии, по вкусам — традиционалист. К экспериментам относится скептически. И хоть звали его в разные театры, привлекая большими ролями, остался предан своему коллективу. Уверен, что и здесь хорошо.

В последние годы у Александра Борисовича появились большие, серьезные работы. Это базарный торговец Герострат, который в IV веке до нашей эры сжег храм Артемиды в Эфесе. Это лжеученый Горлохватский из комедии Кондрата Крапивы «Кто смеется последним». Эти пьесы с успехом шли в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. Кашперов их видел, восхищался талантом народных артистов Августа Милованова и Леонида Рахленко. А вот теперь и сам обдумывал, изучал мотивы поступков и характеры грека Герострата, белоруса Горлохватского, людей, прямо скажем, не очень приятных и симпатичных. Кстати, Кашперову очень часто приходится обдумывать жизни отрицательных персонажей. Сам же Александр Борисович — натура тонкая, ранимая. 

Своего звездного часа артист ждал долго и терпеливо, не унижаясь просьбами. И час настал. «Хрустальная звезда» Союза театральных деятелей. Звание заслуженного артиста республики. Специальная премия Президента. 

И возможность попробовать себя в качестве режиссера.

От милиционера до хозяина супермаркета сделал карьеру артист Кашперов в спектакле «Ограбление в полночь». Простенькая иностранная пьеска 45 лет назад шла в ТЮЗе. Молодой актер играл небольшую роль стража порядка, а сейчас солидный кинотелевизионный мэтр сам поставил и сам сыграл главную роль.


Сцена из спектакля «Две стрелы». Фото из архива

«Ограбление в полночь» — водевиль. Считается хорошим тоном слегка поругать или поиронизировать насчет этой несерьезной разновидности комедии. Но делать этого не хочется, потому что водевиль получился качественный. Занимательный сюжет, оригинальная музыка композитора Олега Залетнева, песенные куплеты, танцы и шутливые намеки на стриптиз.

Театр киноактера легкие жанры любит и умеет разговаривать со зрителем с помощью искусства юмора и сатиры. Да и зрители всегда тянутся к киноактерам охотнее, чем к театральным. Потому успех «Ограбления в полночь», можно сказать, был предопределен. Коллеги-актеры признали Кашперова не только как равноправного партнера, но и как лидера-режиссера.

Конечно, автор пьесы Мирослав Митрович — это не Островский, который для Кашперова образец драматурга. Александр Борисович успешно сыграл трудную роль Мамаева в спектакле «На каждого мудреца довольно простоты». Как опытный мастер помогал молодому режиссеру Татьяне Троянович выявлять вечную современность творчества Александра Островского. А это взяточничество, карьеризм, неприкрытая лесть. Сколько таких «мудрецов-приспособленцев» в творческом багаже актера!

На театральном языке «держать паузу» означает молчать и думать, когда другие говорят, кричат, беснуются. Если это молчание красноречиво и зритель следит за актером, значит, мастер достигает высшего пилотажа. Иногда у некоторых вся жизнь как длинная пауза. Потом разрядка. Мне верится, что у Кашперова еще будут события и открытия. Как в кино, так и в театре.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter