Жизнь без наличных полна сюрпризов

Карты предпочитают точность

Рассчитываясь везде и всюду карточкой, как–то неожиданно для себя впала в эйфорию. Как же удобно! Не надо путаться в старых и новых рублях, заводить кошелечек для монет. Пластик решает все проблемы, если, конечно, не приходится ходить на рынок. А мне и не надо было.


Но вот однажды, заметив, что с прошлой получки в портмоне завалялись бумажные 5.000 рублей в старых деньгах, решила избавиться и от них. Удобнее всего это сделать в метро, купив жетончик. Дождавшись своей очереди, протянула кассиру 5 тысяч и попросила жетон, который, как известно, стоит на 500 рублей больше. Девушка в окошке на станции беспрекословно с приятной улыбкой приняла и карточку, и наличные. Никаких проблем. Ввела у себя на терминале недостающий хвостик и протянула аппарат мне: «Теперь введите ПИН–код». Нажав поочередно 4 цифры, которые за три года действия карты вбиты в память намертво, я просто остолбенела, увидев в устройстве бегущую строку: «Неправильный pin». С некоторым любопытством на меня посмотрела и кассирша. «Сейчас–сейчас», — успокоила ее и достала секретную шпаргалку, где пишу коды ко всем своим банковским картам. Мало ли что, вдруг встану утром не с той ноги... Нет, все те же 4 цифры. «Наверное, как–то неправильно нажала кнопки», — успокоила себя сама и повторила попытку. «Неправильный pin» — издевалась надо мной бегущая строка. Поняв, что третья попытка может завершиться блокировкой карточки, забрала и карту, и деньги. Уже под пристальные взоры окружающих.

Впрочем, о том, что вообразили обо мне засвидетельствовавшие факт граждане, думалось меньше всего. Мысли занимала другая проблема: кто, как и когда изменил ПИН–код моей карты?! Выбравшись из метро, первым делом принялась звонить в службу поддержки банка: что с картой? «Все в порядке», — отвечает консультант. «И я могу снять с карточки любую сумму прямо сейчас?» — осторожно интересуюсь. «Да, — отвечает, — в транзакции было отказано потому, что введена недопустимо малая сумма. Минимум 10 копеек, а вы пытались списать 5 копеек». Но почему в таком случае считывающее устройство сообщило совершенно иную причину отказа в транзакции — «неверный ПИН», а не как есть: «недопустимо малая сумма»? Согласитесь, это фразы с диаметрально противоположными смыслами и последствиями для держателя карты. И почему тонкостей, какую сумму списать с карточки клиента невозможно, не знает квалифицированный кассир? Ответ на эти вопросы вне компетенции банка.

Когда все благополучно разрешилось, тут же помчалась проверить, все ли деньги на карточке. Вставляю ее в отверстие инфокиоска, подвернувшегося неподалеку, и снова захватывает дух — сюрприз. Автоматика пишет мне: «Невозможно считать сведения». А говорят еще, снаряд в одну воронку не попадает?! Побежала к консультанту, а та успокаивает: «Все у вас в порядке, просто карточку неправильно вставили». Но почему и это устройство не пишет так, как есть: «неправильно вставлена карта». К чему эти ребусы? Одно дело, если вы неправильно вставили карту, и совершенно другое, если с карты невозможно считать сведения. Это, на всякий случай, может означать и то, что ее перепрограммировали. Итог. В тот же день с перепугу сняла все наличные с карточки и теперь с купюрами не расстаюсь.

Банковский пластик — вещь, конечно, хорошая, удобная, но уровень сервиса и квалификации специалистов у нас, как видно, далек от совершенства. Потому пока отказываться от наличных воздержусь до тех пор, пока те, кто программирует банкоматы и инфокиоски, готовит кассиров, не научат их однозначно и точно общаться с клиентами, формулируя послания о деньгах корректно, четко, однозначно и без сногсшибательных подтекстов. Деньги любят не только тишину, но и точность.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 172 (25054). Четверг, 8 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter