Картошку все мы уважаем...

Беларусь, долгие годы считавшаяся «картофельной» страной, сегодня завозит этот продукт из Польши, Голландии и даже... Африки.
Не знаю, кому как, а мне досадно видеть по весне в магазинах и на рынках ровненькие, один в один клубни зарубежного происхождения. Они все чаще оказываются в покупательской корзинке, несмотря на более высокую цену по сравнению с продукцией, выращенной на отечественных полях, но имеющей зачастую слишком неприглядный вид и удручающее качество. Становится обидно за державу: Беларусь, долгие годы считавшаяся «картофельной» страной, сегодня завозит этот продукт из Польши, Голландии и даже... Африки. Во всяком случае, картофель из Марокко сама лично покупала в конце апреля на минской «Комаровке». Так что у программы, проект которой рассматривался на днях на заседании Президиума Совмина, похоже, были и политические, и экономические предпосылки появления на свет. Хотя, на мой обывательский взгляд, этот процесс слишком затянулся...

Необходимо признать: отрасль, когда–то составлявшая гордость и славу страны, долгие годы приходила в упадок. «Мы буквально пять лет назад позволили сократить в два раза посевы картофеля в общественном секторе», — не скрывает министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Русак. В итоге более 80 процентов «бульбы» выращивается на личных подворьях, хозяева которых, за редким исключением, что–либо слышали о необходимости обновлять сорта, использовать передовые технологии и передовую технику. Полученный дедовским способом урожай, не соответствующий продовольственным стандартам и требованиям рынка, большей частью скармливается скоту. Ведь съесть около 8 миллионов тонн картофеля, которые собираются ежегодно, маленькой Беларуси явно не по силам. А на экспорт в прошлом году из этого количества было продано всего 14 тысяч тонн...

«Во главу угла при производстве высококачественного и высокорентабельного картофеля необходимо поставить науку», — подчеркнул Премьер–министр Сергей Сидорский. Инновации, высокопроизводительная техника, селекционная работа, модернизация перерабатывающих предприятий — именно на этом должно строиться будущее отрасли картофелеводства. Развивать ее стоит не только ради обеспечения продовольственной безопасности государства, но и, что не менее важно, для заработка. При урожайности 250 — 300 центнеров каждый гектар картофеля, по оценке специалистов, дает чистую прибыль в 700 — 900 у.е. «Главная задача программы, стоимость которой — около 314 млрд. рублей, — отметил директор Института картофелеводства НАН Сергей Банадысев, — восстановить крупнотоварное производство картофеля». С этой целью в ближайшие годы его возделывание планируется перевести в 180 сельхозпредприятий, 50 из которых будут выращивать эту культуру на продовольствие. Остальные займутся возделыванием технических сортов для нужд крахмальных заводов и элитного картофеля на семена. Посевы этой культуры увеличатся с 47,4 тысячи гектаров до 65 тысяч гектаров, а средняя урожайность составит не ниже 240 центнеров с гектара. Не забыты и личные подворья: им будет ежегодно реализовываться до 37 тыс. тонн семенного картофеля. Координировать весь комплекс работ возьмется научно–практический центр по картофелеводству и плодоовощеводству, создаваемый на базе НИИ картофелеводства.

Впрочем, появление этой программы, ежегодный экономический эффект от реализации которой составит 190 миллиардов рублей, можно оценивать скорее как реанимацию отрасли. После этого потребуются новые меры прежде всего по повышению урожайности. Иначе как конкурировать на внешнем рынке с теми же голландцами, получающими урожайность в 400 центнеров с гектара, которая тоже не считается пределом?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter