Креативность помогает выигрывать призы в конкурсе «СГ»

Картофельные узоры и свадебные наряды

«С днем рождения, «СГ», будьте дальше на коне!»

Богач и Рукотвор — такие мифические персонажи пришли в гости к редакции «сельчанки» накануне 100-летнего юбилея. Ну не диво ли? Кто они — чуть ниже. А произошло это благодаря мастерам из Ганцевичского районного Дома ремесел. Конкурс «СГ»: «100 лет пашем и пишем вместе» продолжает собирать талантливые работы. Кому достанется бензокоса и три мультиварки? Претендентов с каждым днем становится все больше. И главное, это люди не случайные, каждый по-своему прочувствовал и обыграл особенности нашего издания: его душевность, близость к селу, домовитость и хозяйский подход. Сегодня в гостях южные регионы — работы с Брестчины и Гомельщины.


ГАНЦЕВИЧИ славятся, может, и не самыми богатыми землями, зато очень трудолюбивыми и талантливыми жителями. Не раз мне доводилось бывать в командировках в этом районе, и еще тогда оценила, насколько открытый и готовый откликнуться на добрые инициативы народ здесь живет. Со спецификой малой родины знакомит нас и работа коренной ганцевчанки Ольги Иванович «Журавлиный край». В свое время, окончив Кобринское народно-художественное училище, Ольга Павловна мечтала заниматься творчеством. Считает, что ей в жизни повезло: профессия позволяет делать то, к чему лежит душа. Помимо росписи по ткани, это вытинанка, создание традиционных картин на стекле. 

Работа для конкурса «СГ» необычна тем, что это проба пера, первый авторский «дыван» мастерицы. Точнее, пятый, созданный ее руками. Но первые четыре — отреставрированные копии старинных образцов, фотографии которых удалось разыскать во время этнографических экспедиций по району. 

— Ганцевичи известны журавлями на болотах, клюквой и черникой, — делится Ольга Павловна. — У нас очень трудолюбивые женщины, в сезон собираем ягоды — это существенный заработок. 

Малая родина мастерицы — примечательная деревенька Люсино, возле которой ж/д станция Якуба Коласа: классик некоторое время учительствовал именно в этом селе. 

А сейчас главная задача мастера, по мнению Ольги Иванович, — передать знание традиционного ремесла детям. На ее кружок «Рукотвор» ребята ходят из года в год, и им это занятие никогда не наскучивает. Вместе рисуют на ткани, по стеклу, создают сумочки, рамки, картины. Вот, к примеру, набойка — самый народный вид творчества. Расписные сундуки наши предки создавали с помощью… картошки. Брали крупный ровный клубень, разрезали пополам, на срезе делали узор, наносили на него краску и набивали раскрашенной стороной орнамент. Можно вырезать набойку из дерева. Дети с восторгом применяют такой метод и сейчас, украшая многоразовые сумки. 

Пояснила мастерица и символику работы, представленной на конкурс. «Дываны» везде разные. Так, на оршанских в центре должен быть городок, а вот под Ганцевичами в деревнях в основном рисовали цветы или аистов. Либо роспись в виде орнамента. Традиция возникла в 30—40-е годы XX века. Ковер с цветами должен быть в каждой крестьянской семье. Когда девушка выходила замуж, в приданое получала обязательный комплект — «куфар» и «дыван». Можно было встретить одинаковые ковры в одной деревне: обычно мастер жил некоторое время в одном населенном пункте, соседи приносили ткань, а он рисовал от руки. В хлеву специально снимали двери и натягивали на них полотнище, причем ковер был вертикальным. Акриловых красок, которые доступны сегодня, не было, а потому в ход шли настойка коры дуба, шелухи. Обязательно добавляли в состав яйцо, чтобы не смывался рисунок. В основном платили зерном, мукой, яйцами. Вот так и «сельчанка», благодаря Ольге Павловне, теперь знатная невеста в свои 100 лет, со своим «дываном».


А вот Галина Савеня, рассказавшая мне историю еще одного претендента на победу, родом из Ганцевичей, но сейчас перебралась в Барановичи. Однако бывших коллег по Дому ремесел не забывает, они рукодельничают в народном клубе мастеров народного творчества «Богач». Вместе изготовили кукол в традиционной местной одежде. Здесь и соломка, и вышивка, и ткачество — все традиционные ремесла в двух маленьких фигурках. Корпели над их созданием Елена Бусько, Людмила и Мария Муха, Дмитрий Железный, Лидия Стрельченя, Валентина Занько, Екатерина и Елена Телушко.

— Это традиционная одежда новобрачных, — пояснила Галина Васильевна. — Создавая ее, основывались на экспозиции свадебных костюмов. 

Любовь к народным традициям передалась мастеру по линии отца: у бабушки в Ивацевичском районе стоял ткацкий станок, до сих пор есть самотканые постилки, покрывала. 

Совсем свадебный выпуск получился. А какая же свадьба без угощения — картошки с морковкой — да песни? За эту часть программы сегодня отвечает жительница агрогородка Поколюбичи Гомельского района Марина Сырцова, мама в декретном отпуске. Педагог-организатор СШ № 26 Гомеля, помимо создания композиций из овощей, любит писать стихи. Вот и «сельчанке» посвятила небольшую оду в придачу к творческой работе. 

О работе пару слов
Напишу: «Картофь-морковь!»
Взяли первое, второе, 
Настроение цветное, 
Плюс и солнце появилось — 
И работа оживилась!
Получилось очень даже! 
Промолчу о демонтаже... 
Жалко было нам труда, 
Все для вас ведь, господа! 
С днем рождения, «СГ»! 
Будьте дальше на коне! 
И вперед пахать, писать, 
Чтоб нам было, что читать!


Напоминаем, конкурсные работы ждем на адрес: yasko@sb.by. Посоветоваться о своих задумках можно по телефону 8 (017) 311-04-44. Поторопитесь, состязание близится к завершению!

Фото Натальи БИЛИМОВОЙ, Марины СЫРЦОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter