Картофель в фотве агробизнеса

Руководители аграрных предприятий Лидского района на инициативу «Р» обратили серьезное внимание. Общее мнение выразил заместитель председателя Лидского райисполкома Сергей Луня: «Для нас важно не то, каким будет памятник картофелю, производителям важно уже то, что на страницах солидного издания подняли вопрос об одной из важнейших культур, возделываемых в Беларуси.
Руководители аграрных предприятий Лидского района на инициативу «Р» обратили серьезное внимание. Общее мнение выразил заместитель председателя Лидского райисполкома Сергей Луня: «Для нас важно не то, каким будет памятник картофелю, производителям важно уже то, что на страницах солидного издания подняли вопрос об одной из важнейших культур, возделываемых в Беларуси. Уверен, что по этому поводу возникнет дискуссия, а в споре, как известно, рождается истина...» К разговору о роли картофеля в экономике сельхозпредприятий Сергей Луня пригласил самого крупного из местных производителей «второго хлеба» — директора РУСП «Нива» Игоря Горчакова. Эта корреспонденция — итог размышлений двух руководителей, хорошо знающих вопрос. В советские времена Лидчина выращивала около ста тысяч тонн картофеля. В прошлом году район получил только 6 тысяч тонн. Почему? — Главная причина в том, что, создав республиканские программы, укрепившие позиции зерна, льна и сахарной свеклы, государство забыло об основной культуре, — считает Игорь Горчаков. — Отсутствие целостного подхода привело к тому, что нет четкой ценовой политики, нет эффективной техники для возделывания: машиностроители производят то, что могут, а не то, что надо. А, к примеру, для такого хозяйства, как наше, которое занимается картофельным семеноводством, современная техника — это самое главное. Давайте посмотрим, что происходит с ценой. Во время массового сбора – полная неясность, какой будет цена после Нового года. В прошлом году ситуация была парадоксальная: осенью картофель стоил 170 рублей за кг, а весной — 130. Когда цена упала, продавать его было совершенно невыгодно, и наше хозяйство впервые за всю мою производственную практику кормило скот крупным картофелем. Те, кто не имеет другой возможности хранения, как только в буртах, стремятся в любом случае продавать урожай осенью. Но у меня есть прекрасное хранилище, потому стараюсь продать картофель именно тогда, когда можно получить максимальную прибыль. Опасаясь повторения прошлогоднего весеннего обвала цен, не только я, но и многие другие производители постарались сбыть часть товара до января. Чтобы картофель был рентабельным, его тонна должна стоить около сотни долларов. В начале 2005 года цена не только резко подскочила, но и перепрыгнула эту планку и сейчас составляет от 280 до 300 рублей за кг. Выпал момент заработать, да некоторым уже и продавать нечего. Теперь — об экспортных позициях. Я совершенно точно знаю: если в московском супермаркете на одной полке лежит белорусский и голландский картофель, продукция сопровождается информацией о стране-производителе и продается по одной цене, нашей в день реализуется 14—15 тонн, голландской — 3—4. Белорусские сорта отличаются высоким содержанием крахмала, рассыпчатые. Я в Новороссийск отвез как-то брату два мешка своей картошки. Так родственники, давно не пробовавшие такой, ели ее без хлеба и колбасы, просто наслаждались. Голландские же сорта лучше использовать в производстве чипсов. В чем мы проигрываем иностранцам, так это в упаковке. В Беларуси почти ни у кого нет современных линий по сортировке и упаковке. За последние три года многие хозяйства свернули производство картофеля полностью. Мы — оставили, потому что занимаемся семеноводством. И то в прошлом году посадили элитными семенами 120 гектаров. Получили урожайность 270 центнеров на круг. В этом году планируем собрать минимум по 300 центнеров. В разговор вступает Сергей Луня. Еще год назад он возглавлял СПК «Жуковщина» в Дятловском районе. В этом хозяйстве картофель всегда имел настолько сильную экономическую позицию, что даже тогда, когда на рынке сложилась цена 130 рублей за килограмм, продавать его было все равно выгодно. В последнее время ходят разговоры, что Беларусь потеряла свой рынок в России. Они «подогреваются» очевидными фактами — картофельный, как и другие овощные рынки, захватили кавказцы. Они сюда везут помидоры, виноград, а здесь те же фуры загружают картофелем, расплачиваясь с населением наличными деньгами. В то, что позиции потеряны безвозвратно, заместитель председателя Лидского райисполкома не верит и убежден, что их можно вернуть благодаря специальной программе. Интересный пример привели лидские хозяйственники из опыта работы с польскими соседями. Они используют только высококачественный семенной материал, которого на гектар надо 2—2,5 тонны. У нас идет 4, а для выращивания семенного материала — все 5—6. Теряем даже на этом. А наша торговля! Она, а также заготовительные организации ставят производителя в заведомо невыгодные условия, определяя процент выбраковки почти на глаз. В прошлом году то же РУСП «Нива» из одного и того же хранилища отправило в Минск больше 10 тонн картофеля. Выбраковка в первой партии составила 12 процентов, во второй — 17, а в третьей — 28. Понимая, что машину с товаром назад не погонишь, хозяйство попросило вернуть отход. Ему ответили, что это можно будет сделать только весной. А что тогда получишь — кучу непригодного гнилья? Есть и еще одна проблема. У каждого производителя есть продукция, которую он с удовольствием отдал бы переработчикам, но сделать это не так просто. И это при том, что крахмал, казалось бы, должен быть экспортной позицией, ведь пищевая промышленность во всем мире не может обойтись без него. А что можно сказать о засилье на внутреннем рынке страны импортных чипсов? И последнее, о чем хотелось бы упомянуть. В условиях снижения спроса на картофель его производство уменьшил даже частный сектор. А вот наши же белорусские дельцы, имеющие капитал, в последнее время, воспользовавшись ситуацией, наладили плантации... прямо в России. На Смоленщине и Брянщине много пустующих земель, которые предприимчивые сограждане засаживают картофелем. Квоты и прочие условности действуют только для государственных организаций. На российском рынке, а правильнее сказать, на базаре, спрос на нашу бульбу нисколько не падает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter