Карточный долг

Почему с помощью самого популярного в мире поисковика невозможно проложить маршруты к нашим главным достопримечательностям и курортным зонам?..

«Страна наша на снимках из космоса на Google–Беларусь выглядит невыразительно. Особенно Витебск. Какое–то цветное месиво...» Это сообщение прислал в редакцию возмущенный читатель. Действительно, как получилось, что на интерактивных картах родное пространство остается практически белым пятном? Почему с помощью самого популярного в мире поисковика невозможно проложить маршруты к нашим главным достопримечательностям и курортным зонам? Кто виноват в том, что иностранец заходит в интернет и видит Беларусь зелено–коричневой терра инкогнита, которую можно преодолеть транзитом по двум основным трассам? И когда, наконец, гомельский адрес можно будет найти с такой же легкостью, как московский или питерский?


Маршрут не найден


Предположим, я — иностранец. Пусть даже россиянин из Смоленска. Давно собирался съездить в Витебск на «Славянский базар». Ищу, как добраться до Летнего амфитеатра. «По запросу амфитеатр вблизи Витебск, Беларусь не найдено ни одного совпадения», — безапелляционно выдает мне сервис «карты Гугл». Ладно, как хоть попасть в центр города? Ввожу стандартный ориентир — Главпочтамт. Оказывается, нет его в Витебске! А ближайшая почта находится аж в Псковской области!


С этим не повезло, попробуем съездить отдохнуть на Нарочь. «Невозможно вычислить маршруты», — отвечает на запрос «Брянск — Мядель» система. Да и где там отдыхать? Если судить по данным Google, в районе самого большого нашего озера расположено всего 3 санатория!


Быть может, с Минском ситуация лучше? И вправду, улицы и дома видны довольно четко. А Национальная библиотека и вовсе прорисована в 3D–формате. Впрочем, за это надо сказать спасибо отдельным энтузиастам. Каждый пользователь, зарегистрированный в системе, может наносить на карту практически любые объекты — дороги, здания, магазины, клубы, стадионы, реки, озера... Только на одном энтузиазме далеко не уедешь. Поэтому за МКАД снова начинается бурое месиво практически без дорог и деревень, а в Белосток предлагается ехать через Брест, хотя есть путь намного ближе. И это при том, что сервисы Google позволяют узнать маршруты городских автобусов в Екатеринбурге или Тунисе, а улицы Нью–Йорка или Парижа при помощи специальных камер вообще можно разглядывать в режиме онлайн! Почему же нас обошли стороной?


В самой корпорации Google мне на этот вопрос так и не ответили. В нашей стране представительства компании просто нет. Контакты киевского офиса, менеджеры которого по совместительству отвечают за Беларусь и Прибалтику, оказались тайной за семью печатями. В московской пресс-службе вежливо выслушали, сказали, что наслышаны о проблеме, и порекомендовали уточнить все претензии в письме. Которое потом преспокойно проигнорировали...


— Google — американская корпорация. Для нее даже Западная Европа — вторичный рынок. Что уж говорить о Восточной! — излагает свое видение ситуации главный редактор информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях onliner.by Виталий Шуравко. — У нас пока мало кто пользуется полным набором их сервисов. Вся Беларусь приносит Google дохода, как один небольшой американский городок. Наша страна появилась–то на Google Maps всего года полтора назад. Правда, если раньше это было белое пятно с двумя трассами и десятком городов, то сегодня она выглядит более–менее прилично. Возможно, станет смотреться еще лучше, если сюда придут компании NAVTEQ и TANA — официальные партнеры, изготавливающие карты для Google.


Взять за основу


В принципе, по Закону «О геодезической и картографической деятельности» такие работы могут проводить как государственные органы, так и «иные организации». Правда, у нас на сегодня нет нормативной базы, регулирующей вопросы навигационной деятельности. Возможно, указ Президента и постановление Правительства, проекты которых подготовлены Госкомимуществом, помогут разграничить роли государства и частного бизнеса в этом вопросе. Пока же проще купить картографическую основу «Белгеодезии». Ею, кстати, вполне успешно пользуется другой известный поисковик — Яндекс.


— Естественно, мы работаем с иностранными компаниями. К примеру, с фирмой «Навител», которая занимается автомобильными навигаторами, — комментирует заведующий сектором картографии Госкомимущества Валерий Цыганков. — Сотрудничеству мы только рады. Не внакладе и наши партнеры: картографическая основа довольно легко адаптируется под различное программное обеспечение. А еще мы постоянно актуализируем карту, наносим новые дома, улицы, дороги, мосты. Каждому, кто приобрел основу, рассылаются бесплатные обновления.


Выходит, с нашей стороны проблема всего одна: обратить на Беларусь внимание крупнейшей интернет–корпорации. Потому что при нынешнем положении дел не только уплывают доходы от туризма, но и страдает престиж страны. Кто должен этим заняться? Возможно, в Год предприимчивости за дело стоит взяться бизнесменам? Несмотря на то что с 1 января лицензирование геодезической и картографической деятельности было отменено, частных компаний, занимающихся картографией, в Беларуси до сих пор нет. Но приобрести картографическую основу может любой желающий, даже физическое лицо. Почему бы не рискнуть? Ведь и сама гигантская компания Google когда–то начиналась с энтузиазма простых аспирантов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина...


Кстати


В интернете на сайте www.freeway.by появились карты доступности для инвалидов, куда вошли объекты Мозыря и участков автодорог Брест — Москва и Санкт-Петербург — Киев, проходящих по территории Беларуси. Ничего подобного в странах постсоветского пространства еще не было.


В тему


Из–за картографического сервиса Google в ноябре прошлого года возник конфликт между Коста–Рикой и Никарагуа. Никарагуанские военные вырубили лес и разбили лагерь на территории сопредельного государства. Свои действия они объяснили тем, что руководствовались разметкой границы, предложенной Google Maps. Этот инцидент в ближайшее время будет рассмотрен Международным судом в Гааге.


Компетентно


Генеральный директор Национального кадастрового агентства Андрей Филипенко:


— Встречное движение между белорусскими и международными картографическими организациями есть, и сегодня оно в разы интенсивнее, чем еще буквально пару лет назад. Кроме Google Maps, имеется ведь множество других инструментов — карты Яндекса, «Интерфакса», Tut.by. Мы никому не даем преференций, просто предоставляем услуги. И нам есть что предложить. Так, с ноября прошлого года в Автоматизированную информационную систему реестра адресов государственного земельного кадастра вносится в режиме реального времени каждый дом в городах и поселках. В Госкартгеоцентре создается географическая информационная система с интернет–сервисами, которая позволит любому пользователю сети получать доступ к государственным картам и информации о геодезических данных.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter