Карточное будущее

Сегодня с помощью пластиковой карточки мы можем оплатить за мобильный телефон, коммунальные услуги, осуществить перевод, заплатить за учебу, рассчитаться в магазине, получить и погасить кредит. Завтра будем иметь возможность оплачивать транспорт, получать доступ к социальным льготам... Причем тогда, когда это понадобится, а не когда работают те или иные организации. Как скоро настанет это “завтра”? Во многом это зависит не только от государства и банков, но и от нас самих.

Кредит через банкомат и возврат долга через инфокиоск
Сегодня самыми популярными услугами банкомата (помимо снятия наличных) и инфокиоска являются оплата сотового телефона и квартиры. Более того, банкиры охватили весь спектр массовых услуг и дальше можно только “мельчить”. Например, заключать договор с конкретным вузом, школой или детским садом, чтобы оплачивать учебу с помощью банковской карточки. Другой вопрос — нужны ли эти услуги?
Популярность инфокиосков не случайна
— Банкомат — дорогая (22—25 тысяч долларов) и многофункциональная машина, которая прежде всего используется для получения наличных денег, — объясняет Сергей КОПТИК, директор картцентра Белагропромбанка. — Инфокиоск намного дешевле (7—8 тысяч долларов). Он “разгружает” очередь к банкомату.
К тому же сеть инфокиосков развивается. В Минске появились первые аппараты, способные принимать не только карточки, но и наличные деньги: выбираешь услугу (например, оплата мобильного телефона), вставляешь банкноту, и оплата пошла. Теоретически через такие киоски можно получать и гасить банковский кредит, пополнять счет, переводить деньги или даже использовать его для инкассации денежных средств.
— Я считаю, что пользоваться банкоматом или инфокиоском чрезвычайно просто, — уверен Сергей Коптик. — Главное, попробовать один раз.
С карточкой в городе — как рыба в воде
В Минске и Бресте планируется ввести в обращение карточки горожанина. Они, кстати, давно стали нормой, например, в Москве, Новосибирске, Челябинске. Смысл такой карточки в том, что она позволяет горожанам оплачивать коммунальные и медицинские услуги, проезд в общественном транспорте и парковку, при этом она консолидирует информацию о держателе карточки и его льготах. Планируется, что такая карточка будет в первую очередь социальной, то есть ее держателями будут представители менее защищенных социальных слоев — льготники.
— Социальная карта москвича имеет вид удостоверения личности и выдается пенсионерам, — рассказал Борис ПРОКОПОВ, заместитель генерального директора компании “Туссон”. — По ней люди (преимущественно пенсионеры и учащаяся молодежь) пользуются услугами городского транспорта, пригородной ЖД, метрополитена, получают лекарства, скидки в магазинах. Кстати, если раньше в московском транспорте была полная неразбериха с огромным числом льгот и льготников, то после введения карты московское метро дополучило огромное количество оплаченных поездок.
“Технологии передовые, а инфраструктура — нет”
По мнению Бориса Прокопова, в Беларуси достаточно хорошо представлены платежные информационные технологии: у нас есть и платежные карточки, и электронные деньги, и мобильный бэнкинг, а многофункциональные банкоматы и инфокиоски имеют спектр услуг шире, чем во многих европейских странах.
— Ключевое понятие для развитой карточной среды — создание инфраструктуры, — уверен Борис Прокопов. — На нее завязаны практически все актуальные технологии: единого лицевого счета, “одного окна”, электронных денег и другие.
Однако масштабы развития инфраструктуры в нашей стране пока невелики. Чтобы соответствовать западным меркам, в Беларуси необходимо иметь около 120 тысяч терминалов на предприятиях торговли и сервиса (сегодня их менее 10 тысяч) и не менее 6 тысяч банкоматов (сегодня 1,5 тысячи). При такой инфраструктуре общий объем платежных карточек в стране может составить порядка 10 миллионов единиц.
Есть вопросы и к пользователям. Граждане все еще проявляют консервативность, продолжая, например, снимать деньги в банкомате у входа в магазин и расплачиваться ими в ближайшей кассе, даже если она оборудована терминалом.
— Людей надо мотивировать: предоставлять скидки пользователям карточки, превратить ее в имиджевый инструмент, которым можно гордиться, — считает Борис Прокопов.
Напомним, что Национальным банком Республики Беларусь к 2011 году предусмотрен рост доли безналичных платежей до 30 процентов. Сегодня эта доля не составляет и 5 процентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter