Как предпочитаете расплачиваться — наличными или карточкой?

Карточка против наличных

«Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, — призывали наивного Буратино лиса Алиса и кот Базилио в чудесном фильме «Приключения Буратино». Знали бы они тогда, что со временем практически все мы будем получать зарплаты на банковскую карточку, а живые деньги в руках с каждым днем будем видеть все реже. «Пойду заправлю кошелек», — говорит моя мама, направляясь к банкомату и снимая часть (небольшую) пенсии. Делает она это редко, в кошельке у нее обычно рублей десять и мелочь: «Так, на всякий случай». Недавно я себя поймала на том, что в моем кошельке несколько дней подряд и десятки нет. А зачем, если практически везде можно заплатить карточкой? Удобно ведь. Да и продавцы, когда проблема с мелочью, говорят: «Может, карточкой?» Даже если сумма к оплате меньше рубля. Правда, перед походом на минские рождественские базары, думаю, заправить кошелек все же придется. Хотя, например, в Чехии и это не везде нужно: многие киоски на ярмарках оснащены портативными считывателями банковских карт. Все для удобства клиента — только плати. А я на днях в минском переходе возле ГУМа поймала себя на том, что хотела положить деньги в раскрытый чехол музыкального инструмента ребятам, которые здорово играли, но пришлось пройти мимо: в кошельке не оказалось живых денег. А потом прочитала, что в Лондоне, например, уличные музыканты давно выходят на работу с теми самыми портативными считывателями банковских карт. В Китае и того круче: сидит себе уличный музыкант, наяривает на эрху, а на каком-нибудь видном месте (нередко прямо на голове обручем) закреплен QR-код: подносите смартфон и отправляете на его счет в социальной сети WeChat деньги. Все для удобства желающих поддержать исполнителя. Означает ли это, что «не прячьте ваши денежки по банкам» совсем устарело? Нет, не означает.

Фото  pbs.twimg.com.
В Европе чем южнее, тем больше любовь к наличности. Карты, конечно, принимают, но не везде и не всегда. В супермаркетах — да, в кафе и ресторанах могут отказать, даже не утруждая себя минским: «Извините, у нас терминал сломался» (есть у нас места, где «терминал сломан» всегда). Говорят просто: «У нас расчет только наличными». На ваше: «У нас нет наличных», отвечают просто: «Банкомат за углом». С этим мы сталкивались в Греции, Испании, Италии и Португалии, и теперь, если собираемся в эти страны, знаем, что нужно запасаться наличными. «В Норвегии так хорошо, — рассказывают наши пекинские друзья, недавно вернувшиеся из Скандинавии, — наличные вообще не нужны, никаких проблем с обменом денег. Карточка есть, вопросов нет». Я же говорю: раздел проходит по линии север — юг. Но не все так однозначно.

Оказывается, немцы тоже большие любители расчетов наличными: почти 80 процентов жителей страны, о которой мы думаем как о передовой, предпочитают платить наличкой. Впереди только итальянцы (86 процентов) и испанцы (87 процентов). У обычного немца в кошельке в среднем почти 103 евро, большинство европейцев так много с собой не носят. Когда дело доходит до крупных покупок стоимостью несколько тысяч евро — например, подержанного автомобиля, — немецкий продавец не удивится, если покупатель рассчитается наличными. Почему? Психолог Эрих Кихлер объясняет эту неискоренимую современными технологиями страсть немцев к наличным привычкой к контролю. Мол, большинство немцев озабочено, что утратят контроль над собственными финансами при полном переходе к безналичным расчетам. Причем у этого страха есть как минимум два аспекта. Первый — что государство, которое контролирует работу банков, таким образом контролирует и твои личные доходы и расходы, а значит, как будто все время шарит у тебя в кармане. Второй — что ты сам лучше контролируешь свои финансы, когда держишь деньги в руках. Живые, что называется, деньги в своих руках. Психолог Кихлер говорит, что такая немецкая осторожность в обращении с деньгами — результат турбулентной истории Германии в ХХ веке. Ну что я могу сказать? Потрясений у Германии было действительно немало, и сама она мир потрясала до всех оснований. Но можно ли потрясениями (а кого в ХХ веке не трясло?) объяснить любовь испанцев, итальянцев и греков к наличным? Думаю, что тут дело не только в желании контролировать собственные финансы, но, скорее, в стремлении уходить от налогов. Не провел деньги через кассу, выписал чек от руки — не заплатил налоги. Ну разве ж не радость? В Чехии это тоже очевидно: ситуация, когда тебе говорят, что если заплатишь наличными, то сделают скидку, — обычная. Мы теперь и сами говорим, спрашивая о цене (не в магазинах, конечно, где она фиксированная): «А если заплатим наличными, сколько это будет стоить?»

А вы как предпочитаете расплачиваться — наличными или карточкой?


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter