Картину великого художника украл маляр

Проходят столетия, но тайна «Джоконды» еще будоражит умы

«Джоконда». Проходят столетия со времени написания этого шедевра, и сейчас можно встретить облик Моны Лизы не только в книгах, альбомах, на плакатах, но и на обычных бытовых предметах. Современник Леонардо да Винчи известный итальянский историк искусства и художник XV века Джордже Вазари впервые связал портрет с именем Моны Лизы. Документами установлено, что Мона Лиза, дочь Антонио Мария Динольдо Герардини, происходила из знатного флорентийского рода.

Она родилась в 1479 году, а в 1495-м вышла замуж за флорентийского купца и политического деятеля Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо. В момент создания портрета Моне Лизе должно было быть около 24—26 лет. Леонардо да Винчи считал его лучшим своим произведением и не расставался с ним до конца жизни.

Случившееся с произведением Леонардо в 1911 году произвело впечатление национальной и общечеловеческой трагедии, хотя и коснулось одной-единственной картины. Утром во вторник, 22 августа, художники, пришедшие в Квадратный салон Лувра копировать Мону Лизу, не увидели портрета на месте. Обратились к начальнику охраны: где «Джоконда»?

— Как где? — удивился он. — На своем месте, — и помчался в Квадратный салон.

Увы, портрет исчез. Стали восстанавливать обстановку возможного похищения. Работники музея вспомнили, что в воскресенье, 20 августа, при гигантском наплыве посетителей картина была на месте. В понедельник, когда в Лувре был выходной, в залах трудились рабочие. Нашли каменщиков, которые, посоветовавшись, единодушно сказали, что при них портрет висел на месте. Правда, после утренней работы, уходя группой на завтрак, в Квадратном салоне «Джоконды» уже не видели.

Бывший королевский дворец обыскивали сотни полицейских и выделенных им в помощь сотрудников. Пропажи не нашли, зато на площадке одной из служебных лестниц обнаружили раму и толстое стекло, защищавшее портрет.

Поскольку грабеж произошел в выходной день, когда в Лувре не должны были присутствовать посторонние, префект решил, что если вором был не сотрудник музея, то уж соучастником — бесспорно.

Через два года, когда о случившемся стали забывать, а новый директор Лувра примирился с окончательной потерей, история получила продолжение... в лавке флорентийского антиквара. Торговец с большим опытом Альфред Гери готовился к зимней выставке-распродаже, когда получил письмо от некоего Винченцо Леонарди из Парижа, предлагавшего ему купить шедевр Леонардо да Винчи. Приняв это за розыгрыш, Гери не торопился отвечать, и лишь, будучи в хорошем настроении после выгодного аукциона, он подыграл «шутнику», пригласив его к себе.

10 декабря 1913 года в контору вошел одетый во все черное худой человек лет тридцати с желтым лицом и маленькими усиками и предложил продолжить переговоры о сделке. На вопрос антиквара о стоимости предлагаемого произведения Леонарди твердо ответил: «Я считаю, пятьсот тысяч франков...» Гери решил поинтересоваться смыслом похищения и услышал вполне прозаическую и весьма правдоподобную историю о том, что он, итальянец, не мог смириться, что одно из лучших произведений итальянского искусства находится у французов, вместо того чтобы украшать отечественный музей.

Самого антиквара похититель избрал из соображения, что тот постоянно продает редкие произведения городам и музеям Флоренции, Милана и Урбино. Рассказ неожиданного посетителя был настолько правдоподобен, что Гери решился довести авантюру до конца и, дабы не обмануться, прежде всего привлек в качестве эксперта знатока итальянского искусства профессора Погги. Джованни Погги — директор галереи Уффици и крупнейший специалист по сделкам коллекционеров в Европе — неожиданно сразу поверил в рассказанную историю и согласился пойти в третьеразрядный отель, чтобы освидетельствовать произведение.

Профессор потребовал лабораторного исследования, а антиквар заверил, что в случае подтверждения подлинности вещи требуемая сумма будет выплачена.

Арестованный вечером в гостинице Леонарди оказался маляром Винченцо Перуджа, он приезжал на заработки в Париж и малярничал в Лувре. В свободное время любопытный итальянец подолгу рассматривал картины итальянских мастеров и особенно произведение Леонардо.

Усмотрев, как рама крепится на стене, Перуджа внимательно изучил все ходы и выходы из музея дворца и убедился в халатности охраны. В памятный для парижан день он воспользовался моментом распределения нарядов малярам и в одиночку проник в Квадратный салон, беспрепятственно вынес картину на черную лестницу, вынул доску с изображением из рамы и пронес под просторной рабочей блузой.

Во время допросов Винченцо Перуджа спокойно поинтересовался, почему это никто не называет грабителем французского монарха Наполеона, укравшего «Мону Лизу» в Италии. Свой поступок этот «поклонник прекрасного» объяснял исключительно патриотическими чувствами.

В 1914 году, в преддверии Первой мировой войны, состоялся суд над доверчивым похитителем, который уже мало кого интересовал, так как загадочная дама снова заняла свое место в Квадратном салоне. Грабителя осудили на год тюрьмы.

Проходят столетия, но тайна «Джоконды» продолжает будоражить умы. Кто же все-таки изображен на портрете? — гадают и сейчас.

Всемирно известная «Джоконда» не что иное, как автопортрет Леонардо да Винчи. Такую сенсационную гипотезу выдвинула американская художница и исследовательница Лилиан Шварц. Как сообщил журнал «Арте энд антике», она сопоставила изображение Моны Лизы с известным автопортретом великого флорентийца. Использовав перевернутое изображение автопортрета, Шварц с помощью компьютера привела картины к одному масштабу таким образом, чтобы расстояние между зрачками на обоих портретах было одинаковым. В результате она получила зеркальное отражение одного и того же лица. Издатель и редактор журнала Уик Эллисон убежден, что разного рода мистификации и увлеченность Леонардо оптическими эффектами позволяют принять эту версию как гипотезу. Ведь написание отдельных манускриптов художника и изобретателя в зеркальном отражении — факт удостоверенный, почему же он не мог попробовать развить тему отражения лиц одного в другом на живописной поверхности? Улыбка таинственного лица — это своего рода послание художника потомкам, заключает свою трактовку исследовательница.

Джон Асмус, специалист по лазерной технике при Калифорнийском университете в Сан-Диего (США), заявил: «В результате постоянного разрушения и реставрации «Джоконда» представляет собой бледную карикатуру». С помощью ЭВМ и лазерной техники Джон Асмус обнаружил, что в оригинале Мона Лиза носила колье, а с левой стороны портрета Леонардо да Винчи изобразил горы. За 480 лет существования произведения и в результате многочисленных реставраций и то, и другое исчезло. Более того, и знаменитая улыбка «Джоконды», по словам Джона Асмуса, была многократно «подрисована», что выявила ЭВМ при сканировании слоев краски и сравнении их с местами, не подвергшимися реставрации. Существуют и другие версии. Английский фотограф Лео Вала придумал систему расчета, по которой можно преобразовать изображение анфас в фотографию в профиль или в три четверти. Этот метод тщательно проверили и официально одобрили. Затем систему испытали на шедевре Леонардо да Винчи. Результат был скандальным: «Джоконда страдала болезнью Дауна!» Датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил улыбчивой женщине диагноз врожденный паралич лица.

По его мнению, Джоконда улыбается только правой стороной, левой же просто гримасничает. А. Рош, профессор Лионской школы искусств, решил воплотить произведение Леонардо в мраморе. Опыт портретного творчества он имел достаточный, тем не менее с трехмерным изображением Джоконды у лионского практика ничего не вышло. Пришлось констатировать, что с физиологической точки зрения у модели все неправильно: и лицо, и плечи, и руки. Скульптор посоветовался с терапевтом Анри Греппо, занимавшимся физиологией. Они привлекли профессора Жан-Жака Контэ, специалиста по микрохирургии рук, и после многократных проверок пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую. Объяснить происходящее можно было либо тем, что она короче, либо тем, что она подвержена судорогам. Последнее делало реальным предположение, что правая половина мозга Джоконды атрофирована, а тело парализовано. Следствием такого заключения и становилась улыбка-судорога, при которой часть мускулов лица бездействует.

Вот так: от восхищения неземной красотой до признания полной патологии. Не говорит ли этот факт о неоднозначности нашего восприятия? Специалисты спорят, отстаивая свою и только свою точку зрения. А между тем тайна Моны Лизы так и осталась принадлежать только ей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter