Картина маслом

Превратности молочного рынка
Превратности молочного рынка

—Девушка, а где у вас прилавок с сырами, — поинтересовались мы в продуктовом магазине по улице К.Чорного, 18. Ответ был неожиданным:

— А сыров к нам вообще не завозят. Уже несколько дней...

Можно было бы подумать, что это частный, единичный случай. Но, к сожалению, такая же или схожая картина и во многих других продовольственных магазинах Минска...

Как же так, ведь на прошлой неделе Министерство сельского хозяйства и продовольствия опровергло слухи о возможном молочном кризисе... «Да, — говорили наши собеседники, — поставки сырья и молочных продуктов в Россию увеличились. Рост экспорта обусловлен резко выросшими там закупочными и отпускными ценами. А нехватка сырья, которую ощутили было минские молокозаводы, — проблема временная...»

Почему же тогда оптимизма этих заявлений не разделяют работники торговли? Беседуем с директором одного из столичных универсамов. Выясняется — на днях он заказал 14 ящиков молока, а получил только 2. «Приходится подключать старые связи, звоню в Поставы, Волковыск, Рогачев. Прошу поставить еще ящик–другой. Ведь на минских заводах с молоком нынче напряженка», — говорит директор.

Опять частный случай? Совершив небольшой рейд по торговым точкам столицы, мы убедились, что молоко в продаже, в том числе и минское, есть. Однако кое–где его ассортимент заметно сузился. Например, в магазин «Продукты» по ул. Золотая Горка уже несколько дней не завозят молоко в пакетах. Заметно сократилось количество и разнообразие на прилавках тетра–паков.

В магазине «Бульбачка» по ул. Сурганова во время нашего визита шла выкладка товара. Девушка–продавец подвезла целую тележку «Минской марки».

— Судя по всему, у вас с молоком проблем нет? — уточнили мы.

— Что вы! Это сейчас вот получили новую партию. А так последние месяца полтора–два чувствуется, что молока стало меньше.

Впрочем, возникшие бреши, насколько это возможно, заполняют товары из провинции — Волковыска, Бреста, Борисова (благо региональный протекционизм, кажется, остался в прошлом). А вот с сыром и маслом дела обстоят хуже. В универсаме «Столичный» возле ЦУМа предложение сыров своей скудостью напомнило эпоху дефицита. В других магазинах картина оказалась не лучше. Товароведы и завмаги рассказывают, что на минских хладокомбинатах и гормолзаводах сыра уже почти не достать. Сократились поставки и с периферии. Нехватку белорусского продукта в некоторых магазинах восполняют украинскими и литовскими сырами, ценой по 16.000 за килограмм и выше.

С маслом ситуация также сложная. Столичный хладокомбинат № 2 отгружают продукцию в скромных объемах. В магазине по ул. Толбухина рассказали: «Покупатели высказывают недовольство по поводу ассортимента, полагают, что это «происки» торговли. Но мы ничего не придерживаем, выкладываем на прилавки все, что поступает».

Как расценивать такую ситуацию?

— Минские гормолзаводы обеспечивают заявки торговли всего на 50 — 80 процентов, и так уже два месяца, — жалобы торговли официально подтвердил начальник управления продовольственных товаров главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Алексей Романов. — Дефицит восполняем за счет поставок молочной продукции из регионов.

На минских заводах сбои в поставках объясняют дефицитом сырья. Сейчас его хватает лишь на производство социально значимых молока и кефира. А вот от выпуска, к примеру, более прибыльного сыра переработчикам пришлось временно отказаться. Современное оборудование, в которое были вложены миллионы евро, загружено лишь наполовину.

По меньшей мере, странно... Производство молока в стране с каждым годом растет, о чем неустанно твердят в Минсельхозпроде.

— Какой дефицит? — удивляется начальник главного управления животноводства Иван Карсеко. — За 9 месяцев на корову надоили 3.248 килограммов. Такого еще не было! Даже в самом благополучном 1990 году.

Куда же утекает молоко? Оказывается — за пределы страны... По данным Минсельхозпрода, за 9 месяцев экспорт увеличился на 22 процента (в денежном выражении он достиг почти 900 миллионов долларов). Более двух третей в нем составляют молочные продукты.

Сработали законы макроэкономики. После природных катаклизмов — пожаров, наводнений и засух — на мировом рынке вдруг почувствовался дефицит молока. Цены на него резко подскочили. Повлияло на них и решение Еврокомиссии об отмене экспортных субсидий на молочные продукты. У наших предприятий появился отличный шанс заработать. Ведь потребляем мы в лучшем случае половину от того, что производим...

Вроде бы надо радоваться!

— Весной сливочное масло мы продавали по цене 2,4 — 2,5 доллара за килограмм, сейчас — по 3,3, а сорта с высокой степенью жирности — по 4,3 доллара, — рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Яков Пустошило. — Экспортные поставки стали значительно выгоднее продаж на внутреннем рынке.

Однако еще больше, чем готовый продукт, подорожало сырье. Закупочная цена в России на молоко уже эквивалентна 1.250 белорусским рублям за килограмм! У нас, кстати, 470 рублей... Чем не соблазн для хозяйств поправить финансовое положение? Наивно полагать, что они не воспользуются таким шансом в условиях открытой границы. Не оттого ли и дефицит сырья, о котором говорят работники молокозаводов? Таковы законы экономики: товар всегда устремляется туда, где за него больше платят. А к каждой ферме контролера, как говорится, не приставишь. Возможно, мы сгущаем краски. Но не напоминает ли это ситуацию середины 90–х, когда из–за разницы цен белорусские молочные продукты вывозились в соседнюю страну?

Такая, в общем, представляется картина. И совершенно понятно, что простые рецепты — скажем, снова ставить кордоны на границе или повышать закупочные цены — имеют свои изъяны. Но как найти решение, которое сбалансирует интересы и крестьян, и предприятий, и покупателей? Это пока — вопрос...


Кстати

Как сообщило БЕЛТА, Минсельхозпрод предлагает Совету Министров увеличить закупочные цены на молоко. В главном управлении экономики министерства предложение обосновывают двумя факторами. Во–первых, производство молока без учета надбавок к закупочным ценам имеет сегодня отрицательную рентабельность. Во–вторых, цены на молоко в сопредельных государствах значительно выше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter