Репортаж с закрытого показа белорусской кинопремьеры "Разум"

Картина маслом

Сегодня в прокат ворвется фантастический боевик «Разум». Впервые белорусский фильм, снятый предпринимателем из Минска, увидит зритель в кинотеатрах по всей стране. Вот те на. Пока мы разбирались с глобальными вопросами современности — что случилось с нашим кино, как его спасти, чем помочь киностудии, — где–то вне привычных схем появились люди, которые снимают фильмы за собственные деньги. Евгений Куренчанин, режиссер «Разума», раньше не имел никакого отношения к кинематографу, он вращался совсем в других сферах: ИТ, бизнес, продажи. Тем интереснее было посмотреть его дебютную ленту — а вдруг самородок действительно снял что–то стоящее, «ответ» Кристоферу Нолану, и наше многострадальное кино наконец выйдет из сумрака?..

Режиссер Евгений Куренчанин готов лично объяснить смысл каждого кадра картины.

О том, как многие из нас действительно ждут успеха в этой отрасли, можно судить по закрытому показу «Разума» — были все: бизнес–элита, музыканты, светские львы и львицы, народные артисты, журналисты, художники, рестораторы. Вечеринку в честь премьеры устроили в дорогом, богатом отеле с комфортным кинозалом. Гостей угощали суши и шампанским, пластичный бомонд умело орудовал японскими палочками и шептался по углам: «Ху из мистер Куренчанин?» Информации у всех было мало: кино снимает и «филадельфией» угощает. Нервно стучал пальцами по стеклянному столу продюсер Владимир Максимков, фронтмен группы «БЕЗ БИЛЕТА» Виталик Артист вспоминал любимые эпизоды из «Начала» Нолана, модельер Иван Айплатов поправлял платье на юной актрисе ТЮЗа Елизавете Фалей — она в «Разуме» исполнила первую в своей жизни серьезную роль и точно знала, чего ждет от фильма:

— Мы сняли это кино за 17 дней. Режиссеру удалось собрать сильную команду, с которой хотелось творить. Вспоминаю только один форс–мажор — меня чуть волк не цапнул во время съемок эпизода, где я в кадре общаюсь с хищниками. Это моя первая роль в фильме, который показывают в кинотеатре. От премьеры хочу только одного, чтобы белорусский кинематограф воспрял духом. У нас есть творческие команды, готовые снимать хорошее кино: режиссеры, актеры, операторы. Мы есть! Мы в своей профессии. Безумно ее любим.

Продюсер Владимир Максимков спокойно заглядывал в будущее телеведущего Евгения Перлина.

Вообще, история о том, как режиссер искал актеров для фильма, достойна отдельного упоминания. Евгений запросто обратился к декану театрального факультета академии искусств, заслуженному артисту Владимиру Мищанчуку. Показал ему сценарий. Через неделю Владимир Андреевич как заправский кастинг–директор составил список актеров, которых видит на ключевых ролях в «Разуме». В итоге в дебютной ленте никому не известного режиссера заняты лучшие театральные силы: от народного артиста Николая Кириченко до любимца публики Павла Харланчука. Истосковались люди по кадру. Готовы рисковать, подписываться под любой авантюрой, только бы движение вперед, работа и выход к зрителю. Колоритный купаловец Олег Гарбуз снимался в картине «Разум» целых четыре дня и в отличие от Елизаветы Фалей не знал, какой сюрприз ему преподнесет премьера:

— Многое зависит от монтажа. Лично я не самый большой поклонник фантастики.

Предпремьерный банкет затянулся на два часа. Специалисты не успели перегнать фильм на жесткий диск, и многие приглашенные гости стали расходиться, так и не дождавшись «начала» Куренчанина. Отчаянные синефилы каламбурили: «Возрождение белорусского кино переносится на завтра». Убежал и Василий Коктыш, бывший генеральный директор «Киновидеопроката», со словами:

Актриса Елизавета Фалей (в центре)  в окружении поклонниц.

— Евгений пока неопытный. Не успел все подготовить к показу. Я какие–то фрагменты видел, кино там есть. Картинка очень отличается, и в лучшую сторону, от всего того, что у нас снимают. Мне нравится его одержимость. Он захотел снять фильм — и сделал это. Теперь слово за зрителями, как они воспримут.

Наконец режиссер пригласил в зал измочаленную ожиданием горстку оставшихся гостей:

— Все, что вы сегодня увидите, — моя собственная инициатива. Захотелось сделать полноценный полнометражный фильм, снятый в Республике Беларусь, нашими собственными силами — и я очень верю, что он оказался действительно таким и вам понравится.

Тушите свет. У меня две новости. Картинка получилась хорошая, кино плохое. Это первый белорусский фильм, который спойлернуть не удастся при всем желании. Рассказать сюжет «Разума» не способен пока и сам режиссер и автор сценария Евгений Куренчанин. Он до сих пор шлифует «показания» в многочисленных интервью. Беда состоит в том, что первая попавшаяся ему на глаза статья по теории квантовой физики впечатлила Евгения, он прозрел. Идея в следующем: силой мысли человек может много чего наворотить. Прошлое откорректировать не удастся, а вот в завтрашнем дне, если как следует пораскинуть мозгами, можно реализовать самые смелые мечты и фантазии. С помощью уникального оборудования герои фильма перемещаются то в прошлое, то в будущее. Перемещаются, надо сказать, довольно топорно. С неясными целями. Персонажи носят чудаковатые имена: Хавьер, Слоу, Уайт, Майкл, Харди, Нола. Закадровый голос все время рассказывает бедным зрителям какие–то сказочные идеи про силу мысли: на экране в это время ожившие герои глянцевого журнала Icon в модных одеждах ходят на фоне умопомрачительно красивого Минска. Туда ходят, сюда ходят. В прошлое и в будущее. Изредка вступают в диалоги: «Ты чего сидишь в машине?» — «Хотел посмотреть». Зрительный зал, подкрепленный японскими закусками, долго сдерживал смех, но персонаж Олега Гарбуза — доктор Уайт — расколол опешившую публику, когда на крупном плане с печальным взором громко произнес: «Вам пора обнулиться». После этого просмотр картины превратился в ералаш. Сложность послания режиссера рухнула в пропасть, из которой Евгений Куренчанин пообещал выбраться в следующей серии: у «Разума» будет продолжение. Уже сейчас команда энтузиастов приступает к съемкам сиквела.

А первую часть эпопеи смотрите с сегодняшнего дня во всех кинотеатрах.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 236 (25118). Четверг, 8 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter