В поисках утраченного. Мстиславские традиции

Картина, достойная кисти художника

Мстиславль — один из старинных городов Беларуси. В его долгой жизни бывало многое — взлеты, падения, забвение... К началу ХХ века он представлял собой довольно скромное провинциальное поселение, когда, казалось, мало кто уже помнил о славном его прошлом, о том, что еще в 1634 году король Владислав IV предоставил Мстиславлю большое Магдебургское право и печать с изображением меча и щита. Но, к счастью, находились люди, заинтересованные и увлеченные историей на тот момент скромного уездного центра Могилевской губернии. В сборнике «Записки Северо–Западного отдела императорского Русского географического общества» за 1912 год, изданном в Вильне, автор В.Краснянский пишет: «...город лишь отдыхал от бурной боевой жизни, тая в себе былые силы, чтобы возродиться для новой жизни... Это возрождение для Мстиславля наступает с началом ХХ века. Здравый практический ум подсказал мстиславцам, что в данное время воскресить остановившуюся жизнь родного города можно лишь двумя средствами: поднятием уровня образования городского населения при помощи средних учебных заведений города и уничтожением оторванности от всех культурных и торговых центров посредством проведения через Мстиславль железной дороги. Вопрос о железной дороге и до сих пор остается открытым; и мстиславцы то окрыляются надеждами, то временно падают духом, тем не менее упорно идут к намеченной цели, напрягая все силы к ея осуществлению».

Мстиславль (нач. ХХ в.)

И далее автор с удовлетворением констатирует: «...надежды, которые возлагали на учебныя заведения, не обманули... Прилив новых интеллигентных сил, прилив новых капиталов оживил город».

Среди прочих важных факторов в организации активной городской жизни необходимо выделить религиозную, духовную составляющую. Как и везде по Беларуси, в Мстиславле переплелись этносы, языки, культуры, верования.

Мстиславль. Тупичевский монастырь (нач. ХХ в.)

«Своим положением Мстиславль и до сих пор свидетельствует о том умении и вкусе, с каким в старину выбирали места для постройки городов. Благодаря высокому положению город ярко вырисовывается со своими церквами и садами уже за 10 верст, с какой стороны ни приближаешься к нему, и представляет картину, достойную кисти художника», — писал В.Краснянский. И представил подробнейший отчет о том, что можно увидеть в городе на рубеже XIX — XX веков, что ушло, порой буквально кануло в историю — долгую и непростую, а что все еще соединяло мстиславские времена. Например, замечает он, «живыми памятниками мстиславской старины являются лирники–нищие–певцы, распевающие стихи религиозного содержания под аккомпанемент своеобразного инструмента — лиры. И до настоящего времени торжки, ярмарки и храмовые праздники редко обходятся без них». Вот уж действительно явление редкое, идущее из глубины веков.

Православие, католицизм, униатство, иудаизм — все нашло отражение в мстиславской палитре веры. По–разному складывались за столетия отношения между конфессиями, которые, конечно же, между собой соперничали и даже боролись за новых приверженцев, за умы и души людей. Но бесспорно: каждая из церквей внесла свой заметный вклад в развитие культуры и духовности мстиславской земли, придав ей своеобразия и уникальности.

Мстиславль. Николаевский собор (нач. ХХ в.)

Что касается вероисповеданий, «в Мстиславском воеводстве в XVI веке процветали три оплота православия: Пустынский, Онуфриевский и Николаевский Нагорный монастыри, а в городе было более десятка храмов: соборы Троицкий и Спасский и церкви — Преображенская, Никольская, Ильинская, Богословская, Афанасьевская, Пятницкая, Успенская. Из этих церквей до настоящего времени не сохранилось ни одной», — пишет Краснянский. Одним из важнейших духовных центров стал широко известный Тупичевский монастырь. В начале ХХ века город украшал красивейший православный Николаевский собор. Действовало духовное училище.

Мстиславль. Часовня (нач. ХХ в.)
Кстати, на плане 1912 года Мстиславль выглядит этаким мини–Нью–Йорком — его улицы пересекаются преимущественно под прямым углом, деля поселение на правильные, четырехугольные по форме кварталы с базаром в центре. Вот только названия улиц — не «первая», «вторая», «третья» и т.д., а заимствованы от расположенных на них или вблизи храмов и монастырей: православных — Афанасьевская, Спасская, Крестовая, Михайловская, Соборная, Монастырская, Пустынская; католических — Кармелитская, Бернардинская...

Александро–Невская церковь находилась на углу Смоленской и Киевской улиц. Ранее на этом месте стояла одна из древнейших церквей города Афанасьевская. В ограде Александро–Невской церкви, сообщает автор, сохранились следы подземного хода, соединявшего когда–то бернардинский монастырь с иезуитским, а по преданию, даже с пустынским монастырем (в 8 верстах от города). Но «ход этот не исследован; ввиду опасного состояния подземного хода и неоднократных попыток молодежи проникнуть в него вход в подземелье закрыт».

«Свято–Троицкая приходская церковь, до 1877 года бывшая Соборной, на настоящем своем месте, по Площадной улице, существует сравнительно недавно — с 1834 года, причем, сильно пострадав от пожара 1858 года, она была возобновлена в нынешнем ее виде в 1865 году; но Свято–Троицкий приход принадлежит к числу древнейших в Мстиславле: церковь во имя Святой Троицы была поставлена во дворе княжеском в 1463 году мстиславским князем Иваном Юрьевичем и княгинею Иулианиею ...Этот храм, как и сам княжеский двор, находился на холме, лежащем на северо–запад от Замковой горы и отделенном от него глубоким рвом. По имени находившихся на нем Троицкого собора и Николаевского нагорного монастыря холм этот, как уже сказано выше, в актах XVI — XVII веков и в межевой книге города Мстиславля 1783 года называется Свято–Троицкой Николаевской горой».




Мстиславль. Синагога (нач. ХХ в.)

Как свидетельствует автор очерка, «против Замковой горы, на углу Афанасьевской улицы, расположен красивый каменный костел. Возникновение его относится к началу XVII века. На фасаде его имеется и дата основания. 29 апреля 1614 года Сигизмунд III дал фундуш на содержание «мирских приходских» ксендзов при существовавшем тогда в Мстиславле фарном костеле. В 1637 году при этом костеле был устроен кармелитский монастырь. В первой половине XVIII века и мстиславский католический приход, и фундуш, ему данный, оскудели, а приходской костел пришел в совершенный упадок, при костеле не было даже настоятеля. В 1746 году Август III решил восстановить приход и отстроил костел заново, приписав его «по причине крайней скудости и недостаточности доходов» к вновь учрежденному им Кричевскому костелу. В конце XIX века костел был заново отделан...»

Мстиславль. Троицкая церковь (нач. ХХ в.)
Мстиславль. Александро"Невская церковь (нач. ХХ в.)

Отдельная заметная страница мстиславской истории связана с еврейским населением. «Ввиду того что еврейское население по численности своей является в городе преобладающим, в Мстиславле имеется 12 молитвенных иудейских домов, или школ: 3 каменных и 9 деревянных и одна каменная синагога, но все они позднейшей постройки. Наибольшей стариной и оригинальностью постройки отличается синагога на Казимировской слободе. Своим своеобразным видом она резко выделяется в ряду других построек и издали бросается в глаза. Время построения ее неизвестно, но старожилы–евреи считают ее очень древней и относят ее возникновение к тому времени, когда евреям селиться на городской земле было еще запрещено (то есть ко времени до 1636 года)».

Вообще, по сведениям Краснянского, более половины населения Мстиславля — иудеи; христиан немногим более 40 процентов, почти исключительно православного вероисповедания; католиков среди городского населения «ничтожное количество».

Мстиславль. Костел (нач. ХХ в.)
«В составе населения Мстиславля преобладающим сословием являются мещане и цеховые, около 80 процентов, и затем крестьяне, около 8 процентов; остальные сословия: дворяне, духовные, купцы, военные — все вместе составляют лишь около 12 процентов. Мещане и крестьяне, отчасти дворяне, составляют коренное население, остальные сословия большею частью являются пришлым элементом. Коренные мстиславские мещане, крестьяне очень характерны и по своей наружности, и по языку, твердо сохраняющему в себе отличительные особенности белорусского наречия: твердое «р», гортанное «г»... И язык их мало чем отличается от языка актов XVI века. Мстиславские евреи–мещане тоже очень своеобразны: многие из них обелорусились и по наружности, и по языку до такой степени, что их трудно отличить от белоруса мещанина или крестьянина. В городе немало евреев, которые из Мстиславля никуда не выезжали и других городов не видели. В Мстиславле евреям было дозволено селиться на городской земле еще с 1636 года при Владиславе IV, и уже в XVII веке они занимались в городе торговлей».

Даже сто лет назад автор очерка о Мстиславле В.Краснянский искренне сожалел: «Несмотря на то что Мстиславль существует боле 700 лет, памятников глубокой старины в нем почти не сохранилось. Только Замковая да Троицкая горы, Девичья и Панивойская горки да братские могилы, рассеянные в разных местах города, являются немыми свидетелями былой боевой славы города и всей его исторической жизни».

Но, как мы видели, он же писал: мстиславцы умеют и надеждами окрыляться, и к намеченной цели идти. Так что вперед, Мстиславль, в будущее!

Владимир ЛИХОДЕДОВ.

likchodedov@mail.ru

Галина УЛИТЕНОК.

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter