
И далее автор с удовлетворением констатирует: «...надежды, которые возлагали на учебныя заведения, не обманули... Прилив новых интеллигентных сил, прилив новых капиталов оживил город».
Среди прочих важных факторов в организации активной городской жизни необходимо выделить религиозную, духовную составляющую. Как и везде по Беларуси, в Мстиславле переплелись этносы, языки, культуры, верования.

«Своим положением Мстиславль и до сих пор свидетельствует о том умении и вкусе, с каким в старину выбирали места для постройки городов. Благодаря высокому положению город ярко вырисовывается со своими церквами и садами уже за 10 верст, с какой стороны ни приближаешься к нему, и представляет картину, достойную кисти художника», — писал В.Краснянский. И представил подробнейший отчет о том, что можно увидеть в городе на рубеже XIX — XX веков, что ушло, порой буквально кануло в историю — долгую и непростую, а что все еще соединяло мстиславские времена. Например, замечает он, «живыми памятниками мстиславской старины являются лирники–нищие–певцы, распевающие стихи религиозного содержания под аккомпанемент своеобразного инструмента — лиры. И до настоящего времени торжки, ярмарки и храмовые праздники редко обходятся без них». Вот уж действительно явление редкое, идущее из глубины веков.
Православие, католицизм, униатство, иудаизм — все нашло отражение в мстиславской палитре веры. По–разному складывались за столетия отношения между конфессиями, которые, конечно же, между собой соперничали и даже боролись за новых приверженцев, за умы и души людей. Но бесспорно: каждая из церквей внесла свой заметный вклад в развитие культуры и духовности мстиславской земли, придав ей своеобразия и уникальности.

Что касается вероисповеданий, «в Мстиславском воеводстве в XVI веке процветали три оплота православия: Пустынский, Онуфриевский и Николаевский Нагорный монастыри, а в городе было более десятка храмов: соборы Троицкий и Спасский и церкви — Преображенская, Никольская, Ильинская, Богословская, Афанасьевская, Пятницкая, Успенская. Из этих церквей до настоящего времени не сохранилось ни одной», — пишет Краснянский. Одним из важнейших духовных центров стал широко известный Тупичевский монастырь. В начале ХХ века город украшал красивейший православный Николаевский собор. Действовало духовное училище.

Александро–Невская церковь находилась на углу Смоленской и Киевской улиц. Ранее на этом месте стояла одна из древнейших церквей города Афанасьевская. В ограде Александро–Невской церкви, сообщает автор, сохранились следы подземного хода, соединявшего когда–то бернардинский монастырь с иезуитским, а по преданию, даже с пустынским монастырем (в 8 верстах от города). Но «ход этот не исследован; ввиду опасного состояния подземного хода и неоднократных попыток молодежи проникнуть в него вход в подземелье закрыт».
«Свято–Троицкая приходская церковь, до 1877 года бывшая Соборной, на настоящем своем месте, по Площадной улице, существует сравнительно недавно — с 1834 года, причем, сильно пострадав от пожара 1858 года, она была возобновлена в нынешнем ее виде в 1865 году; но Свято–Троицкий приход принадлежит к числу древнейших в Мстиславле: церковь во имя Святой Троицы была поставлена во дворе княжеском в 1463 году мстиславским князем Иваном Юрьевичем и княгинею Иулианиею ...Этот храм, как и сам княжеский двор, находился на холме, лежащем на северо–запад от Замковой горы и отделенном от него глубоким рвом. По имени находившихся на нем Троицкого собора и Николаевского нагорного монастыря холм этот, как уже сказано выше, в актах XVI — XVII веков и в межевой книге города Мстиславля 1783 года называется Свято–Троицкой Николаевской горой».

Как свидетельствует автор очерка, «против Замковой горы, на углу Афанасьевской улицы, расположен красивый каменный костел. Возникновение его относится к началу XVII века. На фасаде его имеется и дата основания. 29 апреля 1614 года Сигизмунд III дал фундуш на содержание «мирских приходских» ксендзов при существовавшем тогда в Мстиславле фарном костеле. В 1637 году при этом костеле был устроен кармелитский монастырь. В первой половине XVIII века и мстиславский католический приход, и фундуш, ему данный, оскудели, а приходской костел пришел в совершенный упадок, при костеле не было даже настоятеля. В 1746 году Август III решил восстановить приход и отстроил костел заново, приписав его «по причине крайней скудости и недостаточности доходов» к вновь учрежденному им Кричевскому костелу. В конце XIX века костел был заново отделан...»


Отдельная заметная страница мстиславской истории связана с еврейским населением. «Ввиду того что еврейское население по численности своей является в городе преобладающим, в Мстиславле имеется 12 молитвенных иудейских домов, или школ: 3 каменных и 9 деревянных и одна каменная синагога, но все они позднейшей постройки. Наибольшей стариной и оригинальностью постройки отличается синагога на Казимировской слободе. Своим своеобразным видом она резко выделяется в ряду других построек и издали бросается в глаза. Время построения ее неизвестно, но старожилы–евреи считают ее очень древней и относят ее возникновение к тому времени, когда евреям селиться на городской земле было еще запрещено (то есть ко времени до 1636 года)».
Вообще, по сведениям Краснянского, более половины населения Мстиславля — иудеи; христиан немногим более 40 процентов, почти исключительно православного вероисповедания; католиков среди городского населения «ничтожное количество».

Даже сто лет назад автор очерка о Мстиславле В.Краснянский искренне сожалел: «Несмотря на то что Мстиславль существует боле 700 лет, памятников глубокой старины в нем почти не сохранилось. Только Замковая да Троицкая горы, Девичья и Панивойская горки да братские могилы, рассеянные в разных местах города, являются немыми свидетелями былой боевой славы города и всей его исторической жизни».
Но, как мы видели, он же писал: мстиславцы умеют и надеждами окрыляться, и к намеченной цели идти. Так что вперед, Мстиславль, в будущее!
Владимир ЛИХОДЕДОВ.
likchodedov@mail.ru
Галина УЛИТЕНОК.
ulitenok@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.