Образование детей и взрослых — инструмент в гибридной войне

Карта бита, или Кто хочет сделать наших детей манкуртами

Вопрос языка и гражданства чувствительный. Это очевидно по реакции на слова нашего Президента о лишении гражданства и карте поляка: «Нам надо разобраться: или они граждане Беларуси, или они просто заблудшие, просто взяли эту карту якобы случайно, или у них иная «ориентация». Думаю, у органов внутренних дел и дипломатической службы есть и другие вопросы в сфере гражданства, которые вызывают обеспокоенность». Обеспокоенность сразу же проявилась в соцсетях и различных интернет-ресурсах: выбравшие закордон заерзали и забегали. Тем более у многих виза заканчивается, а чужие аусвайсы «добрые» хозяева продлевать не спешат. Между тем есть вопрос еще более болезненный — будущее детей. Как здесь правильно настроить ориентиры?

Фото ребенка во время белорусского праздника рядом с военной техникой — вот главный жупел тех, кто не уверен в своем гражданстве. Они не просто так волнуются. Взять хотя бы Латвию, одну из ближайших соседок. Многие белорусы живут себе и не знают, что там есть граждане и неграждане, которых на сленге прямо называют «неграми». С тем же смысловым оттенком, из-за которого слово стало неполиткорректным. Этот статус власти дали бывшим гражданам СССР, проживавшим на 1 июля 1992 года в Латвии, и они составляют почти 10 процентов ее населения. Использует данный инструмент не только одна страна. Между прочим, по данным ООН, общие проблемы неграждан затрагивают приблизительно 175 миллионов человек во всем мире, или 3 процента населения планеты. 

У одного из российских аналитиков на днях вычитала важное правило: «Последовательное необратимое сокращение ресурсов и потенциала противника — основа планирования войны». Война гибридная, информационная не прекращается ни на минуту. И выбить у нас почву из-под ног, сделать детей манкуртами, идентифицирующими себя с поляками и прочими, — первейшая задача. Впрочем, права по той самой карте все равно пока предоставляются птичьи. Добиться «карты побыту», а то и паспорта — та еще задачка. Но по сути те, кто распространяет на запад карту поляка и иже с ними, пытаются лишить нас, белорусов, будущего. Даже если все это камуфлируется в красивые слова типа «первые онлайн-школы», «подготовим к разговору с консулом чуть ли не бесплатно». И здесь первым на ум приходит пример частной школы в Лиде. Непостижимо, но с 2019 года работала «школа, в которую можно не ходить». В реальности ее офис так и стоял пустой. Зато потом со справками об окончании заведения стали приходить за апостилем родители, которые с детьми планировали переезд в другую страну. Дело в том, что для дальнейшего обучения за рубежом требуется апостилизация документов. То есть они как бы учились, но никто об этом не знал… По информации Департамента контроля качества образования Министерства образования, это частное заведение никогда не обращалось к ним за получением государственной регистрации. Сейчас все материалы по данному делу передали в прокуратуру. 

А в интересах ли детей то, что до поры до времени к «частникам» не присматривались? Чтобы принимать ребят, каждый год учреждения образования проходят аттестацию. Хочешь сертификат готовности? Соответствуй ряду критериев. Это, так сказать, ориентир. И вот на начало нынешнего учебного года в Министерстве образования подсчитали: только 14 из 35 частных школ по стране прошли сертификацию и работают. К примеру, при проверке частной Пелясской средней школы в Вороновском районе «были выявлены многочисленные нарушения, угрожающие жизни и здоровью детей». Ради интереса изучила обзор подобных заведений, большинство из которых сосредоточено в столице и пригородах. «Онлайн-обучение — 470 долларов в месяц», есть подешевле — 690 рублей, есть и по тысяче, и по полторы, и по две за обучение в реале. Некоторые сразу на западный манер пишут: от 15 тысяч рублей в год. То есть надо понимать, что клиенты — как раз тот самый средний класс, который мутил воду в августе 2020-го. И что они получили взамен? «В Латвии расходы на детей выросли вдвое, — рассказывает журналу Forbes одна из сменивших ориентиры. — Дороже всего обходится оплата обучения — забирает существенную часть семейного бюджета».

Но если белорусские частные школы особо не стремятся привлекать к себе внимание, то вот реклама курсов польского языка настырно лезет на глаза в любой соцсети. Это продукт, рассчитанный на более массового «хомячка». Замечу, ни латышский, ни литовский так агрессивно не продвигаются в соцсетях. Интересно, что помощь с картой поляка в рекламе на каждом баннере, а вот о гражданстве, ни боже мой, не заикаются. Это только «паньство» получило сверхправа, скажем, в Украине, а своими привилегиями делиться и не думает. Но предложения о гражданстве ЕС также постоянно мигают в ленте. За 3 тысячи евро ими пытаются торговать. И кто? Паспорта выставляются румынские и болгарские. Вспоминается недавно попавшаяся на глаза история российского врача, 12 лет потратившего на учебу и повышение квалификации. И уехавшего работать… на стройку в Болгарию подсобным рабочим. Сориентировался, ничего не скажешь.

Не так давно автобус из Минска в Варшаву попал в аварию, люди пострадали. Не удивлюсь, если причина происшествия — высокая скорость: простояв долгие часы на границе, водители хотят нагнать упущенное время. Только вот собираясь в том направлении, да еще с детьми на закорках, притормозить и свериться с правильными ориентирами никому не будет лишним. Даже с картой поляка, от которой, возможно, некоторым захочется избавиться.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter