Карта бита

Смартфон вместо бакнковской карты. Пять вопросов о бесконтактных мобильных платежах

Если на кассе в супермаркете вы увидели, как покупатель подносит к терминалу смартфон вместо карточки, не стоит думать, что он пытается украсть деньги или сломать аппарат. Это не киберпреступление: человек просто оплачивает покупки. А сделать это смартфоном вместо пластика сегодня не проблема — технологии бесконтактных платежей в этом году пришли и к нам. Пока их нельзя назвать массовыми, но очевидно, что у таких сервисов большое будущее. Не исключено, что уже через несколько лет они станут доступны каждому. Как здесь все устроено и кто может пользоваться сервисами уже сейчас?

retailnews.asia

Что это такое

Суть работы любой системы бесконтактных мобильных платежей для пользователей сводится к одному: привязал карточку к сервису — и можешь расплачиваться гаджетом вместо пластика. Это не мобильный и не интернет-банкинг: речь не идет о платежах на расстоянии — телефон заменяет физическую карточку, его нужно прикладывать к терминалам в магазинах, ресторанах, парикмахерских для оплаты товаров и услуг. Согласитесь, удобно: забыл карту, а смартфон под рукой — можно смело идти в супермаркет.

Как такое возможно? Благодарить стоит разработчиков технологии HCE: она позволяет смартфону мимикрировать под NFC-карты — те самые, которыми можно расплачиваться, просто поднеся к терминалу. Соответственно расплачиваться девайсом через терминалы, принимающие бесконтактные платежи. У нас таких пока только около 25%. Однако цифра будет расти: с нынешнего года все устанавливаемые торговые терминалы должны быть оборудованы ридерами для чтения бесконтактных карт. Есть и другое решение. В Samsung Pay, например, используется технология MST, благодаря которой телефон может имитировать карточку с магнитной полосой, а значит, пользоваться им можно даже на устаревших терминалах (гаджет нужно прикладывать сбоку).

Какие системы существуют

Самые известные — Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay. Все они появились в 2014—2015 годах. Взяли на вооружение технологию HCE и банки: они тоже предлагают бесконтактные мобильные сервисы.

Принцип работы для пользователя у всех одинаковый. А вот в чем существенная разница для клиентов ноу-хау, так это в устройствах, необходимых для использования сервисов. Логично, что Samsung Pay и Apple Pay могут воспользоваться только владельцы смартфонов, планшетов и умных часов этих производителей, причем речь идет не о всех моделях. Android Pay работает только на устройствах Android с чипом NFC. Для банковских сервисов, помимо подходящего устройства, нужно иметь карточку банка, которому принадлежит система.

Насколько это безопасно

О мерах предосторожности при пользовании теми же системами дистанционного банковского обслуживания (всевозможными банкингами) “НГ” писала не раз. Здесь же, на первый взгляд, все выглядит еще более ненадежным с точки зрения безопасности. Однако переживать не стоит: разработчики предусмотрели защитные механизмы, обойти которые злоумышленникам будет непросто.

Как только вы регистрируете карточку в системе, создается ее цифровой дубликат. Он может храниться в облаке (как, например, в случае Android Pay) или на устройстве (в Samsung Pay и в Apple Pay для этого есть центральное защищенное хранилище данных). Сама по себе цифровая копия карты мало чем полезна: в системе она работает лишь в связке с уникальным кодом устройства. При оплате смартфон передает терминалу лишь временный цифровой код, а не полные данные карты и ее владельца. Плюс при платеже используется проверочная криптограмма — каждый раз новая. Так что особо беспокоиться о перехвате данных не надо.

Правда, и шапкозакидательством заниматься не стоит. Стопроцентной защиты не существует. Поэтому по-прежнему следует внимательно относиться ко всей информации, которую вы скачиваете из интернета, не использовать пиратские программы, применять сложные пароли, а также не забывать обновлять систему и приложения.

Можно ли так расплачиваться у нас

В России уже доступны все сервисы, у нас пока выбор не так велик, но он есть: в ноябре официально заработал Samsung Pay, ранее два банка предложили собственные сервисы.

Сервисы работают не со всеми устройствами и не со всеми картами. К примеру, Samsung Pay могут пользоваться владельцы 14 моделей смартфонов Samsung и устройства Gear S3 (только на бесконтактных терминалах — еще плюс 2 смартфона и умные часы Gear Sport). Пока у сервиса три банка-партнера: зарегистрировать можно лишь их карты, и они должны быть платежной системы MasterCard. Еще важный нюанс: привязать карту удастся только к смартфонам, официально ввезенным в Россию и Беларусь. Банковские сервисы подойдут владельцам телефонов на операционной системе Android (с поддержкой технологии NFC) и бесконтактных карточек этих же финучреждений — причем в одном случае нужна Visa, в другом — MasterCard.

Как начать пользоваться сервисом

Разберемся на конкретном примере — Samsung Pay. Найдите в меню смартфона соответствующее приложение Samsung Pay и запустите его. Добавьте отпечаток пальца, скан радужки глаза или PIN-код — с помощью одного из этих методов вы в последующем будете подтверждать оплату. Нажмите на символ карты, сфотографируйте свой пластик либо введите данные вручную. Примите соглашение Samsung и банка. Затем пройдите подтверждение регистрации через СМС — на номер телефона придет одноразовый код, введите его в указанное поле. Завершающий этап — подпись. Ее можно внести пальцем или стилусом.

С оплатой все просто — проводите пальцем по экрану снизу вверх, выбираете карту, вводите выбранный способ подтверждения и прикладываете гаджет к терминалу. Готово!

С банковскими сервисами алгоритм очень схож — только программу нужно будет скачать с сайта банка или магазина приложений. Запускаете его на устройстве и следуете указаниям системы — процесс регистрации интуитивно понятен.

МНЕНИЕ

Анастасия Лузгина, эксперт Центра экономических исследований БЕРОК:

— То, что мы сейчас наблюдаем, — это развитие платежных услуг в рамках внедрения информационных технологий. Рост разнообразия создает здоровую конкуренцию и способствует повышению качества обслуживания клиентов, оплата товаров и услуг становится еще комфортнее.

Конечно, существуют определенные технологические риски. Но они присутствуют, даже когда мы используем обычные карточки. Для этого создаются системы безопасности, и потенциальные угрозы сводятся к минимуму. На этапе внедрения много опасений вызывали бесконтактные карты. Но вероятность кражи данных сведена к минимуму, и сейчас NFC-оплата получает у нас все большее распространение.

Безусловно, не исключено, что на первых порах некоторые кассиры, незнакомые с технологией, могут не соглашаться принять оплату со смартфона. И потребитель здесь вряд ли сможет что-то сделать. Единственное решение — информирование и обучение. Это даст эффект: к примеру, уже сейчас в крупных торговых сетях (и не только) работают люди, подготовленные к инновациям.

gavrusheva@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...