Прежде безоблачные отношения Берлина и Киева стремительно ухудшаются

КАРТ-БЛАНШ. Германия не верит Порошенко

C момента подписания в Минске соглашения о прекращении войны в Донбассе 12 февраля исполнилось три года. За все это время в полном объеме не удалось выполнить ни один из пунктов заключенного договора, хотя большую войну остановить тогда удалось. Уже одно это является исчерпывающим объяснением безальтернативности Минских договоренностей. В конце января конфликт обострился с новой силой – как всегда, накануне очередного международного вояжа Петра Порошенко.

Фото Gettyimages

Ангела Меркель на сей раз не была столь безапелляционна в своей поддержке Киева, а влиятельная Sueddeutsche Zeitung спустя два дня после визита напрямую возложила ответственность за обострение ситуации на Порошенко. На глазах стали портиться прежде безоблачные украино-германские отношения. На прошлой неделе посол ФРГ в Киеве Эрнст Райхель заявил, что «неподконтрольные Киеву воинские формирования (ДНР и ЛНР) – не преграда для проведения местных выборов», чем вызвал бурю негодования в администрации Порошенко и Верховной раде. Спустя пару дней его позицию подтвердил официальный представители МИД Германии Мартин Шефер, заявивший, что «Берлин не располагает сведениями о наличии российских войск на территории Донбасса», а позже напомнивший, что передача восточных границ Донбасса под контроль Киева должна стать финальной точкой выполнения Минских соглашений. Подобная позиция немецкой стороны встретила знакомую реакцию «активного непонимания» в Украине – депутат Верховной рады Алексей Гончаренко не нашел ничего лучше, чем написать «Nein» на куске Берлинской стены, выставленной перед посольством Германии в Киеве, за что тут же был обвинен в нарушении Венской конвенции. Вслед за Гончаренко киевская политическая элита решила высказать свое несогласие с мнением посла ФРГ и призвала проигнорировать прием по случаю 25-летия установления германо-украинских отношений. Правда, как говорят очевидцы, только жесткие действия внутренней охраны немецкого посольства позволили не допустить на этот же самый прием группу радикально настроенных активистов.

На этом фоне телефонный разговор президента России с канцлером Германии на прошлой неделе с предложением актуализировать «нормандский формат» стал очередной попыткой посадить за стол переговоров Порошенко. Последовавшая за этим беседа министра иностранных дел России Сергея Лаврова с его свеженазначенным немецким коллегой Зигмаром Габриэлем должна была согласовать позиции Москвы и Берлина для совместного давления на Киев. С другой стороны, Порошенко не может не понимать, что прежний вариант «нормандского формата» вместе с действующим президентом Французской Республики доживает последние месяцы. Новый лидер Франции (не важно, кто это будет – Франсуа Фийон, Эммануэль Макрон или Марин Ле Пен) может оказаться еще менее приятным переговорщиком для Украины. С этим же связано и обещание председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера предоставить Киеву безвизовый режим «к лету» – во второй половине мая должна состояться инаугурация французского президента, и блокирование отмены украинского «безвиза» будет, вероятно, исполнено им без сантиментов.

Вчера Федеральное собрание Германии избрало нового президента – им, как и ожидалось, стал экс-министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. Многолетний руководитель секретариата социал-демократа Герхарда Шредера, прежде он пользовался репутацией «друга России» и противника Ангелы Меркель. Приняв пост главы немецкой дипломатии из рук канцлера, он на время «прикрутил» собственные политические амбиции. Хотя, как рассказывают участники переговоров, будучи одним из трех европейских подписантов знаменитой гарантии на тот момент президенту Украины Виктору Януковичу от 21 февраля 2014 года, в отличие от польского и французского коллег, он до последнего настаивал на его выполнении. Означает ли это, что, став формально вторым человеком в Германии, он признает Януковича незаконно отстраненным от власти? Конечно нет, но проводить более независимую внешнюю политику на этом формально церемониальном посту он при желании сможет. Тем более в контексте грядущих парламентских выборов 24 сентября никому из немецких политиков не захочется отвечать за провал на украинском направлении. Ведь на фоне миграционного кризиса это еще более снижает рейтинги партии Меркель.

Остается Дональд Трамп, об аудиенции которого Порошенко просил как можно скорее во время их телефонного разговора. В итоге рабочей датой было назначено 21 февраля, и глава украинского МИДа Павел Климкин тут же улетел в Вашингтон договариваться о деталях. Увы, предыдущий опыт показывает, что к 21 февраля в Донбассе стоит ожидать нового обострения, ведь Порошенко должен показать Трампу «товар лицом»: если в Донбассе все спокойно, то и защищаться Украине, получается, не от кого. А именно за защитой к Трампу полетит Порошенко. Другой вопрос: захочет ли хозяин Белого дома защищать того, кто напрямую участвовал в кампании Клинтон по его травле еще летом прошлого года? «Вовремя» всплывшие документы об оплате Партией регионов услуг компании главы предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта в размере 12 млн долл. заставили его тогда уйти с поста и стоили Трампу нескольких дней паузы в избирательной гонке. Посол Украины в США Валерий Чалый напрямую согласовывал свои действия со штабом Хиллари Клинтон. Вряд ли президент США об этом забыл. А других партнеров у Порошенко уже не осталось.

Олег Бондаренко

Об авторе: Олег Владимирович Бондаренко – директор Фонда прогрессивной политики.

Независимая газета

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter