Карта учащегося на полную мощь работает лишь в одной минской школе

Карт–бланш для школьника

Электронными картами учащегося сегодня вряд ли кого–то удивишь. Скажем, в Москве их активно используют более 700 школ. В Минске уже не первый год такие устройства применяют для школьных проходных, чтобы засекать прогульщиков. Причем 12 столичных школ участвуют в эксперименте, где к карте пытаются привязать целый комплекс услуг. Вот и в ближайшем будущем в комитете по образованию Мингорисполкома обещают плюс одну функцию — карточка учащегося станет аналогом электронного проездного. Но что представляет собой эта карта сегодня? И как к ней относятся ученики?



Ученый секретарь предприятия «Центр систем идентификации» Александр Решетняк уверен: карточки в первую очередь нужны потому, что пул услуг возможно расширять только вокруг какого–то документа, а раз нет его, значит, и услуг не будет. Эту роль, как предполагается, и должна взять на себя электронная карта ученика. Сегодня у нее уже есть определенный перечень функций, а в перспективе, помимо проездного, появится еще и возможность посещать со скидкой музеи и театры. Словом, задумка, прямо скажем, неплохая. Но хоть и говорят об электронных картах учащихся много и давно, максимальную отдачу от них корреспонденты «СБ» смогли увидеть только в одном из 12 экспериментальных учебных заведений — минской средней школе № 51. В остальных процесс, как водится, упирается в деньги, ведь поставить все необходимое оборудование — недешевое удовольствие. Даже при том, что в отличие от вузов, которые вводят такие новации исключительно за свой счет, у школ есть материальная поддержка. К слову, электронную карту ученик получает бесплатно, но в случае утери восстановить ее обойдется около 50 тысяч. В итоге сегодня где–то еще не хватает нужных устройств, где–то не подключены некоторые запланированные сервисы...

Итак, в 51–й школе технологии заявляют о себе уже с порога. Турникетов здесь нет, но пока не приложишь карту к считывателю возле двери, в здание не войдешь. По чужому пропуску тоже проскочить не получится: информация о владельце карты с фотографией высвечивается на мониторе компьютера, за которым внимательно следит вахтер. Родители, кстати, могут подключить услугу sms–оповещения, чтобы контролировать, когда их ребенок пришел в школу, когда отправился с занятий домой.

Следующий пункт — библиотека. Второклассница Катя Муравейко как раз на абонементе делает заказ: прикладывает к считывателю карту — на экране компьютера появляется формуляр ученицы. Теперь дело за библиотекарем — приложить специальное устройство к штрихкоду книги, после чего та фиксируется в формуляре и автоматически подкрепляется электронной подписью. Проще говоря, без карточки учащегося в формуляр ничего не записать. Кстати, есть планы распространить такую же систему и в городских библиотеках.



Понадобится карта также в лингафонных кабинетах, где ребята изучают иностранные языки. Здесь, прежде чем сесть за парту, школьники опять–таки регистрируются, прикладывая карту к считывателю. Это позволяет учителю через компьютер максимально контролировать работу каждого из подопечных. В школьный буфет дети снова идут с картой: здесь с ее помощью можно расплатиться, как мы, взрослые, делаем это с обычной банковской карточкой. Схема проста: родители перечисляют на карту деньги, а потом через инфокиоск могут отследить, на что чадо потратило выделенную сумму. А вот непосредственно за обеды в столовой по–прежнему платят старой доброй наличкой. Что же касается проезда, то пока функция проездного еще в планах: ребята просто предъявляют свою карту в городском транспорте вместо справки из школы.

Для объективности мы еще опросили учеников разных классов и школ, где сегодня хотя бы частично работают функции электронной карты. Результат? Кому–кому, а как минимум ученикам младших классов такая система нравится. Прибавляет им важности и серьезности. Зато старшие классы относятся к ней далеко не так ответственно. Особенно в тех учебных заведениях, где она нужна лишь для преодоления школьного турникета. Почему?

— Перестал носить карту еще в шестом классе, а сейчас я в одиннадцатом, — рассказывает ученик одной из престижных гимназий Евгений. — Во–первых, система день работает, день — нет. Последнее время вообще можно просто толкнуть турникет и пройти. Ну в конце концов есть масса других вариантов: запасной выход, окна первого этажа, договоренность с вахтершей... Во–вторых, изначально эти карты пытались привязать к столовой: сколько пришло учеников — на стольких накрыли столы. Но кто–то забывал, где–то система не срабатывала, в итоге все равно приходилось вручную записывать присутствующих...

Так что придирчивым старшеклассникам система еще должна доказать свою полезность и надежность.


Советская Белоруссия № 249 (24630). Среда, 31 декабря 2014
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter