Карт-бланш для председателя

Руководителям сельских исполкомов добавили полномочий и финансовых средств. Теперь многое зависит от их инициативы и ответственности Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Галина МАЗУРКЕВИЧ убеждена в том, что Положение о председателе сельского, поселкового, городского исполкома существенно поднимет рейтинг местной власти, позволит ей более оперативно и системно решать возникающие на местах проблемы людей.

— Галина Алексеевна, чем вызвана необходимость отдельного правового регулирования статуса председателя исполкома?
— Ключевой фигурой в местном управлении первичного уровня является председатель исполнительного комитета. Как правило, он совмещает эту должность на территории конкретного сельсовета, поселка, города районного подчинения с должностью председателя местного Совета депутатов. То есть он должен быть в курсе всех дел на вверенной ему территории. И не просто владеть ситуацией, а эффективно ею управлять, разрешать на местах проблемы граждан, реально влиять на качество их жизни и настроение.
На деле же получается, что сельские исполкомы до сих пор были наиболее слабым звеном в системе исполнительной власти. И не только в силу финансовой беспомощности. Многие вопросы по организации работы руководителей исполкомов были вообще не урегулированы нормативно или же прописаны довольно расплывчато. Получалась абсурдная ситуация, когда “наверху” принимаются вроде бы правильные и нужные решения, а на местах начинается их “пробуксовка”.
— Что изменится с принятием положения?
— Оно является дополнением к президентскому указу о повышении роли органов местного управления и самоуправления. Мне импонирует конкретика этих документов. Во-первых, четко прописаны источники доходов для местных бюджетов. Это принципиальный момент, поскольку сельский Совет и его исполком должны иметь реальную финансовую возможность для самостоятельного решения наиболее важных вопросов жизнеобеспечения населенных пунктов, включая их санитарное состояние, тепло- и водоснабжение, безопасность людей и так далее.
Во-вторых, конкретно оговорены функциональные обязанности и права председателя исполкома, расширены его полномочия. В результате значительно повышается его государственный статус.
— Какие нововведения вы считаете наиболее значимыми?
— Во-первых, то, что председателю исполкома предоставляется право согласовывать заключение и расторжение контрактов с руководителями сельскохозяйственных организаций негосударственной формы собственности, которые находятся на территории сельсовета. Не секрет, что до сих пор у исполнительной власти на первичном уровне отсутствовали рычаги воздействия на руководителей субъектов хозяйствования. Как в таких условиях можно эффективно реализовывать государственный курс на местах? Теперь председатель исполкома имеет полное право назначать и освобождать от должностей нерадивых руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности сельсовета, поселка или города районного подчинения, налагать на таких руководителей дисциплинарные взыскания.
Кроме того, он наделяется полномочиями по формированию доходной части местного бюджета и является распорядителем ассигнований по расходам. Впервые в бюджеты первичного уровня будут поступать земельные налоги, уплачиваемые физическими лицами, доходы от сдачи в аренду коммунального имущества, налоги с недвижимости, государственные пошлины за нотариальные действия. Теперь для того чтобы, к примеру, отремонтировать тротуар или провести на улице освещение, председателю сельского исполкома не надо просить денег из районной казны. Их можно взять из собственного бюджета без согласования с вышестоящими инстанциями. У тебя есть проблема, есть средства на ее решение — действуй, как считаешь нужным. Естественно, с последующим отчетом по всем правилам.
Один из пунктов положения наделяет председателя исполкома правом в пределах своей компетенции обеспечивать регулирование земельных отношений. Это необходимо, скажем, в случае возникновения споров по вопросам принадлежности земельных участков или изъятия пустующих, заброшенных земель. Впервые руководитель исполкома будет возглавлять и комиссию по делам несовершеннолетних.
— А не станет ли последнее для него лишней обузой? Тут бы с вопросами жизнеобеспечения вверенной территории управиться.
— Я не стала бы называть обузой столь жизненно важное дело. Тем более когда в сельской местности складывается угрожающая демографическая обстановка. Молодежь уезжает в город, а многие из тех, кто остается, попросту не знают, чем себя занять. У председателя руки до решения этой проблемы все не доходят. А он ведь должен быть в курсе всех проблем на подведомственной территории, знать, как живет молодежь, чем она занимается, как организован ее досуг, как защитить подростков от пьющих родителей. Это, если хотите, вопрос национальной безопасности.
— Руководитель местной исполнительной власти должен информировать о своей деятельности не только Совет депутатов, но и граждан...
— Такой экзамен перед населением очень важен. Положение официально закрепляет за председателем исполкома (сельсовета) статус высшего должностного лица на подведомственной территории. И он должен нести ответственность за ее социально-экономическое развитие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter